Урок 1. Введение

ЧТО ТАКОЕ ШАХМАТЫ?

ЧТО такое шахматы? Почему эта игра, возникшая более пятнадцати веков назад, так привлекает людей в наше время? Что заставляет многих часами просиживать в раздумье над маленькими деревянными фигурками?

Вот несколько высказываний великих людей, оценивших прелесть шахмат:

«Шахматы, – писал Л. Н. Толстой, – прекрасное развлечение: за игрой вы отдыхаете от работы и забываете о своих невзгодах»,

«Шахматы – пробный камень ума», – сказал Иоганн Вольфганг Гете.

Тонким искусством, чудесной борьбой назвал их Жан Жак Руссо.

Эта мудрая игра, сочетающая в себе элементы искусства, науки и спорта, дает необычайный простор фантазии, с удивительной гармонией совмещает полет мысли с трезвой логикой расчета. «Разумом одерживать победу!» – так древние мудрецы сформулировали суть шахмат. Можно ли сказать лучше!

Много лет пытливый человеческий ум пытается познать шахматы. В десятом веке легендарный калиф аль-Мамун с огорчением и удивлением воскликнул:

«Удивительно, что я правлю миром от Инда на востоке до Андалузии на западе и не могу совладать с тридцатью двумя шахматными фигурками на пространстве два локтя на два».

Каждое время рождает своих чемпионов, но никому еще не удавалось играть безошибочно. Шахматы продолжают хранить свои тайны. Хотя кибернетики близки к тому, чтобы создать машину-чемпиона, которая будет обыгрывать человека.

Родина шахмат – Индия. Оттуда постепенно они распространились по всему свету. За шахматной игрой сейчас проводят свой досуг миллионы людей в самых различных уголках земного шара.

Широко известно, что наши шахматисты – одни из сильнейших в мире. Как же произошло, что наша страна заняла ведущее место на мировой шахматной арене?

Ответы бывают разные. Датский гроссмейстер Бент Ларсен, например, когда-то заявил, что русские потому здорово играют в шахматы, что их очень много.

А вот английский шахматный журнал «Чесе», когда первый советский шахматист стал чемпионом мира, писал:  «...Мы поздравляем Ботвинника с успехом, он достойный чемпион. Мы считаем, что превосходством своей игры он обязан своей родине – Советской России, которая открыла, поощряла и развивала его талант… Если бы Ботвинник был уроженцем Америки или Великобритании, он мог бы сегодня и не быть чемпионом   мира».

Бывают и смешные ответы: один иностранный журнал полушутя-полусерьезно пытался доказать, что превосходство русских в шахматах объясняется... суровой и длинной зимой. Тогда русские сидят дома и вовсю играют в шахматы!

Попробуем же разобраться в этом вопросе.

Нас действительно очень много.

Но почему у нас так много людей играет в шахматы?

По этому поводу на Западе рассказывали различные легенды. Одна из них – что у нас шахматы – обязательный предмет в школе. Мы знаем, конечно, что это не так, хотя в некоторых школах педагоги-энтузиасты прививают интерес к игре своим питомцам с неплохими последствиями для успеваемости, так как занятия шахматами способствуют общему развитию ребят, помогают концентрировать внимание, логически мыслить, планировать свои действия.

Английский журнал прав: в нашей стране таланты ищут, поощряют и развивают. И не только в шахматах. Но очень важно то, что в нашей стране впервые в истории было признано культурное и воспитательное значение шахмат. Это произошло еще в первые годы молодого Советского государства и, конечно, способствовало массовости и популярности шахмат.

Есть еще одна причина. Шахматы у нас имеют богатые многовековые традиции. На Русь шахматы проникли с востока, по-видимому, из Ирана через Хорезм и Хазарское царство. Точных данных, когда это произошло, у нас нет, но можно полагать, что не позднее IX—X веков. При раскопках древнего Новгорода в слоях XII—XIV веков найдены десятки комплектов старинных шахматных фигур, что свидетельствует о широком увлечении игрой в то далекое время.

И, наконец, фактор самого последнего времени. Шахматы стали у нас народной игрой, связанной с национальным престижем.

Что же касается климата, то он, конечно, никакого значения не имеет. Среди наших чемпионов есть жители и холодного севера и знойного юга. И все они великолепно играют.

Высокое развитие шахмат в нашей стране оказало определенное влияние на увеличение интереса к ним во всем мире.

Открывая как-то очередной конгресс шахматной федерации Великобритании, лорд-мэр Оксфорда сказал:

«Очень важно, чтобы мы следовали примеру русских и относились к шахматам как к игре, в которую должны уметь играть все образованные люди. Даже если они не станут шахматистами».

Не следует пугаться «бездны премудрости» и думать, что научиться хорошо играть в шахматы очень трудно.

Правила, основные законы и своеобразие шахмат постигаются легко. А мы постараемся помочь вам овладеть основами игры в шахматы, познать всю их красоту и богатство.

ПОЛЕ БОЯ И ВОЙСКО

На диаграмме № 1 поле боя и две «армии». Вы играете белыми. Познакомьтесь со своими «войсками». По углам стоят ладьи. Рядом с ними – кони, затем – слоны. На средних полях – король (справа) и ферзь (на белом поле – белый, а в лагере черных на черном поле – черный). Обычно говорят: «Ферзь любит свой цвет». Это правило поможет вам не ошибиться, когда будете расставлять фигуры.

 

  Диаграмма 1

 

  Диаграмма 2

 

Итак, ставим фигуры по своим местам, а впереди ряд пешек.

Войска построены. Игру начинают всегда белые. Ходы партнеры делают по очереди. Но пока мы не знаем, как движутся фигуры, как «плывет» ладья, как «скачет» конь…

Наша школа заочная, и мы должны понимать друг друга заочно. Поэтому мы должны знать условную запись ходов, называемую «шахматной нотацией».

«Шахматная нотация» для шахматиста то же, что для музыканта ноты. Принцип прост (см. диаграмму 2).

Доска разбита на вертикали (латинские буквы «а» – а, «b» – бэ, «с» – цэ, «d» – дэ, «е» – е, «f» – эф, «g» – жэ, «h» – аш) и горизонтали (снизу вверх от первой до восьмой),

Каждое поле имеет «имя и фамилию», букву и цифру (левое нижнее угловое поле называется «а1» и т.д).

А теперь ответьте на вопросы.

1.        Как называются фигуры?

2.        Как ставить фигуры?

3.        Напишите, на каких полях стоят фигуры. Писать надо так: король – сокращенно Кр, ферзь – Ф, ладья – Л, слон – С, конь – К, пешки не имеют обозначения.

Какого цвета поле а1? Поле е5? Поле е8? Поле с4?