Июль 2023

Мы продолжаем вас знакомить с наиболее интересными и содержательными новинками шахматной литературы. Как обычно, все книги разделены на пять категорий: «Персона», «История», «Портрет», «Теория шахмат» и «Мастерство». Как и прежде, ввиду временного сокращения выхода шахматной литературы в последний год, ЦШКИ ГПНТБ России решил расширить понятие «новинки», и включил в него также издания последнего десятилетия.

 

Персона

Д9-96/69197

Михаил Таль. Творчество, 1949-1961 : сборник / авт.-сост. В. Ф. Кириллов ; Сост. В. Ф. Кириллов. – Рига : Retorika-A, 1996. – 352 с. : ил. – Авт.-сост. указ. в вып. дан. – Тираж не указ. – ISBN 9984-9078-8-0. – Текст : непосредственный.

Когда говоришь о Тале, совершенно не обязательно перечислять все его многочисленные достижения, говорить, что он стал самым молодым чемпионом мира, сколько раз играл в соревнованиях претендентов и побеждал в чемпионатах СССР. Михаил Таль – это икона и общепризнанный гений шахмат, признанный не только друзьями, но и врагами.

Впрочем, в наличие последних очень трудно поверить, настолько светлым человеком был Миша, Михаил, Михаил Нехемьевич. Таль с легкостью топил лед недоверия искрометным юмором, добродушием и своей фанатичной преданностью шахматам, в чем мог уверится каждый – от претендентов на шахматный трон до простых любителей. Он не был трудягой, фанатиком, не вкалывал как проклятый по десять часов в день, как это делали Фишер или Корчной, ему нравилась жизнь во всех своих проявлениях… Поэтому при его высочайшем классе, который он поддерживал на протяжение всей 35-летней карьеры, у Таля было так много поражений, даже провальных турниров. Сыграло важную роль и здоровье, которое часто подставляло ножку, – и он далеко не всегда мог сыграть на максимум.

О жизни и творчестве Таля без преувеличения вышли сотни книг. Каждый хотел разгадать его «загадку», понять, как в середине 1950-х в «застегнутом на все пуговицы», СССР мог появиться такой бунтарь, который всего за несколько лет разнес в щепки окружавшие его крепостные стены чрезмерно классических шахмат и влюбил в себя миллионы людей. На его жизненном и шахматном пути было немало взлетов и падений, пару раз он буквально «пересобирал» себя, полностью меняя манеру игры, адаптируясь и меняясь, чтобы снова быть на пике. В известной степени смены талевских творческих волн отражает и деление данного сборника на шесть в целом далеко не равных частей – каждый из них охватывает новый, не похожий на другие, этап отношения к игре восьмого чемпиона мира.

Первый, с 1949 по 1961, – это годы бури и натиска, когда Таль сражал всех без исключения своим шахматным нигилизмом и кратчайшим путем, через череду блестящих побед, смог за какие-то десять лет пройти путь от кандидата в мастера до чемпиона мира.

Второй, с 1962 по 1967, обозначил пору сомнений и болезни, когда его вольный дух рвался наружу, а грубая плоть не давала сил, и победы чередовались в поражениями.

Третий, с 1968 по 1973, – новый взлет и «новый Таль», уже доверху напичканный знаниями, опытом, умеющий за шахматной доской абсолютно все: не только разбивать стены, но и не проигрывать. Но… которому всегда чуть-чуть не хватало, чтобы стать первым.

Четвертый, с 1974 по 1979 – это время стагнации, связанной с неудачами предыдущих лет, обострившимися проблемами со здоровьем и отчасти вынужденной работой на Карпова, в «шахматное рабство» к которому Михаил пошел отнюдь не по велению души.

Пятый, с 1980 по 1986 – новый, увы, уже последний феерический взлет, а за ним и тяжелое падение от столкновения с новой генерацией талантов во главе с Каспаровым.

Шестой, заключительный этап с 1987 по 1992, за который Талю можно было в полной мере сказать словами Высоцкого: «Спасибо, что живой!» Он оставался в строю практически до последних дней, за несколько дней до смерти обыграв в блиц чемпиона мира!

По заявлениям автора-составителя книги Валентина Кириллова, это – самый подробный сборник партий Михаила Таля. «Отличие настоящего издания от предыдущих состоит не только в наиболее полном отражении турнирной и матчевой практики восьмого чемпиона мира, – писал он в 1996 году, приступая к масштабной работе. – Несомненно читателям принесут пользу и доставят удовольствие также его примечания к собственным партиям, выполненным Талем по горячим следам и отличающиеся глубиной анализа с присущими ему экспрессией, фантазией, самоиронией и юмором… Большой интерес представляет и никогда ранее не публиковавшаяся подборка примеров в «легком жанре» в исполнении Таля: тренировочные, сеансовые, гастрольные, его партии в блиц и рапид…»

Да, современным читателям, привыкшим к объемным многостраничным примечаниям, к точным компьютерным оценкам, щедрому конферанцу, развлекающему между партиями, совсем непривычно видеть скупые колонки «голых» ходов, разнообразят которые только редкие фотографии и шаржи из газет, журналов тех лет. Но… в таком «информационном потоке» гораздо легче рассмотреть шахматную жизнь Таля день за днем. Если этот текст был бы дополнен условными дневниковыми записями, которых Михаил никогда не делал, цены бы ему не было! Вместо них каждый год открывает диспозиция, изложенная самим гроссмейстером – из книг, интервью или редких прямых речей к составителю.

К слову, пора сказать несколько слов и о самом Кириллове. Он был сильным латвийским мастером, а с 1968 по 1976 помогал Талю в качестве тренера-секунданта. Да и после их творческого расставания до самой смерти оставался его близким другом, с Михаилом у них не было секретов друг от друга, – даже жаль, что Валентин решил ограничится лишь шахматным наследием гения. Только в 2016-м, за год до своей смерти он выпустил книгу воспоминаний, которую назвал «Мих, Миша, Михаил Таль», в которой написал довольно много интересного и нового как о Тале, так и других латвийских шахматистах.

«Семикнижье» Кириллова стало достойным памятником великому земляку! В последнем седьмом томе не было ни одной партии чемпиона мира, и он носил говорящий заголовок «Говорит и показывает Таль». Он собрал под этой обложкой все найденные им интервью, беседы и публичные выступления Михаила, а также его статьи и комментарии.

Первая инкарнация наследия Таля вышла в 1996–2006 годах в издательстве «RETORIKA-А» в Риге, собрав восторженные отклики любителей шахмат со всего мира. Переиздание этого масштабного труда уже шестой год идет в России усилиями «Русского шахматного дома». Первые шесть томов уже вышли. Будет ли издан и обновлен седьмой?

 

История

Григорий Богданович. Шахматное творчество Шпильмана через призму теории». – Москва : Андрей Ельков, 2023. – 416 стр.

С каждым годом сериалы начинают подвигать с афиш традиционное кино… По такому же пути пошли и шахматные издательства, один за другим запуская различные «франшизы». Одной из популярных тем стало переосмысление классического наследия и новый взгляд на игроков, на творчестве которых в 1920-40-х годах складывалась шахматная теория. Ее активно продвигает международный мастер Григорий Богданович – он написал три книги из цикла «Шахматное творчество через призму теории». Первым был Ефим Боголюбов, за ним последовали том о Савелии Тартаковере и самоучке Шимоне Винавере.

И вот дошла очередь до «певца комбинации» – Рудольфа Шпильмана.

Конечно, смотреть на игру лучших шахматистов прошлого через призму представлений об игре, привычной для наших дней с их компьютерной точностью и дебютным всезнанием, –  странно. Совсем не обязательно углубляться в глубь веков, чтобы обнаружить: ошибались все, сплошь и рядом, даже великие… Игру тех же Карпова и Каспарова в середине 1980-х считали космической, недостижимой пониманию простых смертных, теперь же от нее при помощью не самого мощного «движка» можно не оставить камня от камня.

Если же не делать акцентов на «переосмысливании» творчества шахматистов начала XX века, выход таких книг можно только всячески приветствовать. Тем более, что их автор не ограничивается констатацией факта, щедрой рукой рассыпая в тексте подсказанные ему компьютером ходы и сетуя на то, как далеко ушла теория шахмат с тех пор. Он подходит к творчеству классиков с большой долей уважения, восхищается их достижениями, смотрит на их творческий путь и дает щедрую информацию к размышлению… Будем честны, много ли вы знали про Винавера, Боголюбова, Тартаковера или Шпильмана до того, как в ваших руках оказалась книга, написанная маститым автором (Богдановичу 74 года)?

Несмотря на то, что Рудольф Шпильман был известным «другом советских шахматистов» и участвовал в двух из трех Московских международных турниров 1925 и 1935 годов, это – первое за сто лет капитальное издание об австрийском гроссмейстере на русском языке. Помимо подробного биографического очерка в книге собраны и прокомментированы 200 лучших его партий, дающих весьма полное представление о его творческом облике. А в качестве приятных бонусов – наиболее ценные выдержки из его книги «Теория жертвы» и несколько мелодраматический монолог: «У постели смертельно больного королевского гамбита», адептом которого долгие годы был романтичный уроженец Вены…

 

Портрет

Д10-19/99819

Виктор Купрейчик: иду на вы : жизнь и творчество первого гроссмейстера Беларуси / составители: Барский Владимир Леонидович, Сорокина Анастасия Викторовна. – Москва : Б-ка ФШР, 2019. – 319, [1] с. : ил. + [8] л. ил. – Указ.: с. 316-317. – Тираж не указ. – ISBN 978-5-907077-18-8. – Текст : непосредственный.

Есть люди, которые вызывают общий восторг и уважение. Таким был Виктор Купрейчик – выдающийся, совершенно бесстрашный шахматист и удивительно скромный, обычно не очень заметный на публике, но крайне общительный в своем кругу человек. За глаза его нередко называли «гусаром из Минска», проводя параллели с другим гусаром, из Риги, Мишей Талем. У них на самом было немало общего: стиль игры, манера общения и даже неумение противостоять искушению традиционного русского порока.

Купрей появился на шахматной сцене внезапно в начале 1970-х, яркой, напористой игрой ломая установившиеся в Белоруссии традиции солидной позиционной школы. Как у Таля, когда он прорывался наверх, его игра поначалу всем казалась нелогичной, держащейся буквально «на соплях», но… многие не справлялись с той тактической нагрузкой, которую Виктор вкладывал в каждый свой ход. Случайно, на чистом везении можно выиграть одну партию, но нельзя выигрывать сериями, вырубать турниры. Он же именно вырубал, давя в соперниках волю к сопротивлению. Сначала в юношах, затем в республике, а вскоре уже во всем Союзе. В 47-м чемпионате СССР 1979 года в родном Минске он повторил рекорд Смыслова, одержав пять побед подряд! А через год – стартовал с пяти побед.

Казалось, лучшей заявки на титул невозможно и представить, но в обоих случаях белорус заканчивал турнир с одинаковым результатом – 9,5 из 17. В первом случае поделил 5-7-е места, во втором – 6-9-е. Вслед за серией из побед неизменно следовала другая серия – из поражений. Другой, более практичный шахматист на его месте успокоился за бы, стал бы делать ничьи, выжидая подходящего момента совершить рывок. Но не Купрейчик. Его натура не допускала такого жлобства, хотя по окончании соревнований, понимая, что он упустил, Виктор, конечно же, грустил. Но начинался очередной турнир, – и жизнь для него возвращалась в привычное русло. А вне шахмат он представить себя не мог.

Увы, Купрейчик и близко не достиг тех высот, которых был бы достоин, исходя из величины его шахматного таланта… Для этого была нужна огромная целеустремленность и работа, на которую он не был способен, да и ненавидеть противника ради очка в таблице – это не про него. А количество ярких побед над сильными соперниками никогда не шло ни в какое сравнение с турнирными достижениями, тем более – в официальных стартах.

Виктор Давыдович не дожил лишь три года до своего 70-летия. В этой книге, выпущенной его племянницей к юбилею прекрасного гроссмейстера, собраны все искренние восторги и почитание, которое испытывали к нему его шахматные друзья и соперники.

 

Теория шахмат

Оскар де Прадо. Лондонская система за 12 уроков. Учебник шахматной стратегии и тактики + упражнения – М. : Калиниченко, 2023. – 288 с. : ил. – ISBN 978-5-907234-81-9

В последнее время на шахматиста-любителя обрушился настоящий дождь из руководств по разыгрыванию отдельных дебютных вариантов. Часто они настолько далеки от того, что людям на самом деле необходимо, что встает вопрос: а кто их вообще покупает?

Книга Оскара де Прадо не из их числа. Известный методист не просто дает рекомендации по применения нового дебюта, крайне популярной в последнее десятилетие «Лондонской системы», но раскрывает принципиально разные способы ее разыгрывания… Кому-то по душе спокойный стратегический подход, а кто-то жаждет агрессивной тактической игры. Но, самое главное, ни в том ни в другом случае читателю не придется штудировать тонны теоретического материала, выделять из него главное, сверяться с экспертами.

Ведь даже элита играет Лондон по-разному: Александр Грищук совсем не так, как Баадур Джобава или Рихард Раппорт, не говоря о методах самого Магнуса Карлсена.

В основе книги практический подход к выбранному дебюту. Де Прадо избегает длинных и запутанных, трудных для запоминания вариантов. Предпочитает им ясные планы, четкую стратегию и маневры, которые легко запомнить и воспроизвести в своей партии. Если же вы хотите сделать «Лондон» своим основным дебютом в игре за белых, для этого есть все возможности: масса упражнений, тестовые позиции и показательные партии.

 

 

Мастерство

Д10-15/19065

Полгар, Л. Шахматы. 5334 задачи, комбинации и партии / Л. Полгар. – М. : Эксмо, 2015. – 1102 с. : ил. – Библиогр.: с. 1095-1099. – 3000 экз. – ISBN 978-5-699-76136-4. – Текст : непосредственный.

Эта книга написана, наверное, самым успешным педагогом, обращавшимся к шахматам как к способу «прокачки мозгов». Ласло Полгар воспитал трех знаменитых сестер: Юдит, Жужу и Софию, которые своими достижениями переломили представление о том, может ли женщина играть на равных с мужчиной? Ответ утвердительный: да, может.

Как он достиг такого результата, и почему его опыт не привел к появлению новых Полгар. Ласло много раз отвечал на этот вопрос, объясняя эпигонам, пытавшимся повторить опыт его семьи, что недостаточно просто передать детям знания, надо научить их стремиться к победам, никогда не останавливаться на достигнутом, ставить перед собой цели, которые на первый взгляд могут показаться недостижимыми. А потом – достигать их!

Что до чисто шахматного содержания занятий, то Ласло никогда не делал секрета из них. Даже издал сборник из более чем 5 тысяч задач, по которому тренировались его дочери, который охватывает всю 500-летнюю историю современных шахмат. Здесь есть примеры на все случаи жизни – от самых элементарных до невероятно сложных. И каждая из этих позиций помогает в становлении шахматного вкуса, расширяет представление об игре, а значит, делает обладателя этих знаний сильней. Проверено на трех Полгар…

 

 

Евгений Атаров

 

 

 

 

Просмотр Автор: Email: Источник: URL Источника: Поиск: Меню: Карта сайта: Вернуться Применить Просмотр Web Ping