Главная / Шахматный обозреватель / Великие книги / «Машина времени» Юрия Авербаха

«Машина времени» Юрия Авербаха

 

Недавно не стало старейшего гроссмейстера мира – Юрия Львовича Авербаха, в феврале нынешнего года отметившего свой 100-летний юбилей. Но этот выдающийся просветитель не ушел от нас: он оставил нам свои партии, воспоминания, но главное – свои книги!

Едва ли среди шахматистов был столь же разносторонний, яркий и плодовитый автор. Его перу принадлежат фундаментальные труды по теории эндшпиля и уводящие в глубь веков исследования по истории и происхождению шахмат, масса историй и «заметок на полях», рассказывающих о самых выдающихся игроках эпохи, которых Авербах знал лично…

Но самой популярной его книгой стала история, написанная в содружестве с многолетним соратником по телевизионной «Шахматной школе» Михаилом Бейлиным и вышедшая в издательстве «ФиС» в далеком 1972 году, – «Путешествие в шахматное королевство».

Этот великолепный учебник игры стал первой и любимой книгой для нескольких поколений юных шахматистов в Советском Союзе. Причем не только в СССР: он был переведен на два десятка языков, и эти издания, как горячие пирожки, разошлись по всему миру… Признания в любви этой книге высказывали многие современные гроссмейстеры и даже два чемпиона мира.

Именно поэтому «Путешествие в шахматное королевство» – книга мая в ГПНТБ России!

Как ни странно, создание учебника шахмат – одна из самых сложных тем на свете. Легко писать для своих коллег или любителей шахмат, с которыми ясно чем поделиться. Но на каком языке разговаривать с тем, кто еще не видит и не понимает той красоты, которая видна твоим единоверцам? Тем более, когда твою книгу берет в руки совсем юный любитель шахмат. Учебники шахмат писали первые чемпионы мира: Ласкер, Капабланка, а за ними знаменитый Фишер, но… не сказать, чтобы у них это получилось особенно хорошо.

Авербах с Бейлиным сумели найти доступный для каждого язык. Трудно представить себе, что можно внятно описать красивую комбинацию или самую обычную позицию так, чтобы это было интересно, привлекло внимание ребенка! Да, все верно – они решили рассказать настоящую сказку. Открывая эту книгу с шикарными иллюстрациями Юрия Селиверстова, который оригинально изобразил шахматные фигуры в виде животных и людей, каждый ее читатель, точно Алиса в «Зазеркалье», делал первый шаг в свой – особенный – мир.

Вслед за первым неуверенным шагом следовал другой, третий… десятый. Внезапно юный читатель сам начинал торопить события – с интересом разглядывал все вокруг, знакомясь с обитателями шахматного королевства… Разбирался в ландшафте, дорогах и населявших его жителях, о которых он все время узнавал что-то новое: их привычки, сильные и слабые стороны, мечты и надежды, – и, сам того не замечая, вдруг становился его частью.

Часто впечатления оказывались столь сильными, что, даже откладывая книгу в сторону, читатели представляли себя пешкой, конем, а лучше – всемогущим ферзем, – и уже относились к шахматному войску не как к каким-то деревяшкам, но как к членам собственной армии, братьям по оружию, которые никогда не бросят в беде… Так они впитывали в себя первые уроки тактики и стратегии, понимали, что на шахматной доске действуют те же принципы, что в обычной жизни, видели в них маленькую модель мира. Может, именно поэтому часто делали на ней точно такие же детские шалости и глупости, что и за ее пределами.

Читателей «Путешествия» не надо было специально учить тому, как ходят фигуры, как они друг с другом взаимодействуют и чего хотят. Они быстро сами понимали, почему королева сильнее пешки, о чем мечтает маленький пехотинец, и что самая важная фигура, пусть и всегда нуждающаяся в опеке, – король. Кто куда идет, в чем сила слонов, ловкость коней, и для чего неропотливая ладья толкает пешку вперед?.. Чем, наконец, занимаются игроки во время партии, над чем так напряженно думают на каждом ходу, что хотят увидеть?

Кажется, все это – азбучные истины, но ты ж попробуй изложи и дай их в такой форме, что ни о какой зубрежке не будет идти и речи, и все покажется простым и естественным…

Книга Авербаха и Бейлина разбита на десять примерно равных по размеру глав. Обычно в книге, чтобы понять, о чем пойдет речь, по привычке смотришь в оглавление. Но вряд ли даже опытный шахматист сходу разберется, какой теме посвящена глава в «Путешествии»! Какие ассоциации вызовет название «Дары данайцев»? Ну, а что насчет «Как рождаются молнии»? Или как вам – «Заколдованные квадраты», «Повелитель бурь» и т.д.

При этом в самой книге от первой до последней строчки все идет по заветам классиков: от простого – к сложному. Сперва – доска и фигуры, ходы и их маршруты с уроком географии, позволяющим раз и навсегда видеть каждую ее клетку. Затем – принципы взаимодействия фигур, в ходе которых дети понимают простые истины, вроде «один в поле не воин», и что даже ферзь не может справиться с одиноким королем без помощи собственного монарха. Мат, пат, продвижение пешки в ферзи – в этом магическом для каждого ребенка моменте с достижением последней горизонтали и превращением… Авторы научат владеть всеми без исключения приемами шахматной борьбы – и только потом поставят начальную позицию, с чего обычно начинается «обучение»! Но разве вождению автомобиля начинают учить, сразу предлагая сесть за руль?! А дальше с каждой страницей – все интересней.

Почему шахматисты совершают ошибки? Чего следует опасаться, как совершенствоваться и расти над собой? Принципы разыгрывания дебюта, миттельшпиля и эндшпиля, тонкости, с которыми неплохо бы ознакомиться даже гроссмейстерам. Великие партии, великие игроки – и все это изложено великолепным языком, богатым метафорами, не отпускающими теперь уже не только детей, но и взрослых… Авербах рассказывал, что получал письма от людей, которые читали их книгу как художественную литературу, не особенно интересуясь тем, что и как стояло на доске. Они и впрямь изобрели свой собственный особый жанр, последователей у которого, увы, не нашлось. И это легко понять – писать так о шахматах дано не каждому!

Соавторы заглянули даже в будущее. Несмотря на то, что книга была издана в 1972 году, а писали ее еще в конце 1960-х, они предсказали: «Очень скоро люди начнут играть против машин», правда, не предвидели столь быстрого и печального для них исхода.

В последующие годы «Путешествие в шахматное королевство» Авербаха и Бейлина только в СССР переиздавали семь раз, а общий тираж составил 600 тысяч экземпляров.

Снимая с полки и держа в руках эту чудесную книгу, вдыхая запах ее слегка пожелтевших страниц, отчетливо чувствуешь время. Оглядываясь на тот долгий путь, который проделали шахматы за эти 50 лет, уже начинаешь сомневаться, стоило ли им развиваться так бурно? Ведь на наших глазах загадочное королевство, полог тайны над которым был лишь слегка приподнят, было решительно «переоборудовано» в компьютерную мастерскую, в которой давно царят машинный расчет и искусственный интеллект… Мы приблизились «к истине», но при этом потеряли практически все, за что так любили эту прекрасную игру.

 

Спасибо Вам, Юрий Львович. Спасибо Вам, Михаил Абрамович. Благодаря вашей книге мы, словно на машине времени, можем вернуться на полвека назад – и начать все с начала...

 

Евгений Атаров