Δ
Теорема Патриарха / Михаил Ботвинник. «Аналитические и критические работы»
Ботвинник, М. М. Аналитические и критические работы : монография / М. М. Ботвинник. – М. : Физкультура и спорт, 1987. – 528 с. : ил. – Библиогр. в подстроч. примеч. – 120000 экз. – 264 р.
Шахматы родились как игра, через которую правители понимали стратегию войны, потом стали предметом культуры и искусства, превратились в светскую игру и в спорт с погоней за титулами и наградами, но только в XX веке их стали воспринимать как науку. Одним из тех, кому хотелось все разложить по полочкам, все пронумеровать и во всем разобраться, стал первый советский чемпион мира, Михаил Ботвинник. Чтобы проявить всю свою мощь, побеждать всех и вся, ему надо было твердо верить в собственную непогрешимость!
Как вокруг Сталина, которого он почитал, создавался культ личности, так и вокруг самого Ботвинника целенаправленно создавался культ шахматной исключительности. Патриарх и отец-основатель советской шахматной школы, победитель великих чемпионов прошлого – Ласкера, Капабланки и Алехина, лидер новой волны и безоговорочный победитель в матч-турнирах как в Союзе, так и на первенство мира. Игрок, способный подниматься и карать тех, кто посмел покуситься на его положение: никто в истории шахмат так просто не бился за титул чемпиона мира, не возвращал его дважды против столь разных соперников.
Неудивительно, что и свой главный шахматный труд, включавший партии и воспоминания о прошедших сорока с лишним годах карьеры, Михаил Моисеевич обозвал не банальными избранными или лучшими партиями, но «Аналитические и критические работы». Будто бы он не просто делился своими свершениями, а защищал диссертацию в университете.
Как шахматный аналитик и комментатор Ботвинник был невероятно плодовит, он искренне полагал, что выносить на суд читателя собственные взгляды и оценки – лучший способ для совершенствования и прививал этот взгляд всем своим ученикам. Но среди его работ едва ли достойное место занимали сборники собственных партий. Он с удовольствием комментировал свой матч с Флором 1933 года, где рассказывал о разработанной им системе подготовки к соревнованиям, разбирал матч-реванш Алехина и Эйве, 11-е всесоюзное первенство, свой любимый матч-турнир за титул абсолютного чемпиона СССР 1941 года, два из трех матчей за корону со Смысловым и т.д. Даже «канонический» сборник партий Ботвинника 1949-го года сразу после завоевания титула чемпиона мира выпустил не он, а Батуринский!
Проявлялась ли в этом какая-то особенная скромность Ботвинника? Скорее всего, ему это было просто не нужно, а подведением итогов пусть занимается кто-нибудь другой. Весьма посредственной, лишенной особой ауры автора, вышли «Полвека в шахматах» 1978 года в знаменитой серии «ВШМ», включавшей 33 книги про лучших шахматистов в истории.
И только спустя шесть лет то же издательство «ФиС», в лице его редактора Бориса Турова, уговорило Ботвинника всерьез отнестись к своему шахматному наследию. В книге должны быть собраны не какие-то обрывки славного пути, но картина целиком. Ведь М.М. наряду с общепризнанными своими шедеврами и партиями с корифеями, уделял большое внимание малоизвестным партиям, где впервые встречалась та или иная, дорогая его сердцу идея, и проявлялась какая-то особенная черточка его поистине незаурядного мастерства…
Его шахматная карьера была разбита на три тома: 1923-1941, 1942-1956 и 1957-1970 годы. В первый той вошли 120 партий, во второй и третий – по 130. Всего 380 поединков. Особой подборкой шли тренировочные партии, которым Ботвинник всегда придавал значение. Но здесь не было ни одного этюда, которые были включены в «Полвека в шахматах».
И, наконец, четвертый, самый объемный из томов, был посвящен статьям, комментариям и воспоминаниям Ботвинника. Причем, это не было простым воспроизведением того, что он прежде писал в статьях и книгах «Избранные партии», «Советская шахматная школа», «К достижению цели», «Эпизоды шахматных баталий», но также немало и оригинального, что было специально написано для этого сборника. Интересно, что 75-летний Патриарх не изменил ни строчки тех довольно откровенных высказываний, которые в 1987 году выглядели уже совсем не столь однозначными, как в сталинском 1951-м или брежневском 1978-м.
Колоссальный объем шахматного материала, по мнению Ботвинника, должен был служить хорошим методическим материалом будущим поколениям, которые на его примере могли бы воочию увидеть, как рос, менялся, совершенствовался маленький Миша, пока не вырос в одного из сильнейших шахматистов мира… Неудивительно, что партия с Капабланкой из сеанса в Ленинграде 1925 года, с которой по сути началась история М.М., стоит не первой, на почетном месте, а лишь седьмой, в окружении побед над Проскуриным и Шебаршиным, скупые же комментарии к ней умещаются на один разворот. А что надувать щеки?
Последовательное изучение партий молодого Ботвинника, особенно комментариев к ним, могут создать у читателя ощущение легкости и простоты в достижении цели. Все действия его логичны и последовательны, комбинации (точнее форсированный вариант с жертвой!) точно просчитаны и верны, соперники же при всем своем мастерстве ничем не могут ему помешать! При этом автор искренен в своих убеждениях и даже ошибках, постоянно ищет совершенства, не стесняется повториться о собственных недостатках (вроде его слабости комбинационного зрения) и твердит о способах работы над собой. Если отбросить все то, что мы знаем о реальном Михаиле, при чтении этой книги сам собой возникает вопрос, а был ли у шестого чемпиона вообще хоть какой-нибудь шахматный талант или все его достижения за доской – исключительно плод его кропотливой, неустанной работы над собой?!
Но, что ни говори, шахматная откровенность Ботвинника не может не поражать. У него нет ни приукрашиваний, ни попыток выдать желаемое за действительное – он действительно в своих комментариях хочет утвердить истину в последней инстанции… Это требует крайней отстраненности от результата партии и всех переживаний, мучивших игрока во время игры в пользу чистоты, незамутненности шахматного анализа. Нет сомнений, что, если пройтись по избранным партиям и комментариям шестого чемпиона мира с компьютером, вряд ли у него будет высокий процент ошибки – М.М. как никто другой умел зрить в корень.
Уникальность этого труда в том, что перед глазами читателя открывается сразу целый мир одного из самых глубоких и пластичным игроков. Ботвинник всегда гордился тем, что он не в пример другим сильным игрокам умел меняться и подстраиваться под стиль соперника и действовать против него наиболее неудобным для того способом. Только так он смог взять верх над Капабланкой и Алехиным, доминировать над Кересом, превосходить Решевского, Смыслова, Болеславского, Бронштейна, Таля, Геллера, Петросяна… Правда, с последним у него в 1963-м в матче за корону вышла «заминка»: возмужавший Тигран не позволил тому разобраться, как он думает и принимает решения, – и лишил Ботвинника короны.
«Аналитические и критические работы» – это сколок шахматной истории и один из лучших сборников шахматных партий, обязательный к изучению игроком, который всерьез думает о том, чтобы достигнуть высот. И пускай некоторым партиям Ботвинника скоро стукнет сто лет, они ничуть не потеряли своей ценности и вполне могут принести методическую пользу. Да, современные шахматы сильно отличаются от тех, что играли в 1930-е или даже 1960-е годы, но Патриарх каким-то удивительным образом угадал «тренд», – и во многих лучших своих партиях играл как современные компьютеры, ход в ход, без сантиментов…
Евгений Атаров