Главная / Шахматный обозреватель / Моя любимая книга / Руководство от гения / Хосе-Рауль Капабланка. «Учебник шахматной игры»

Руководство от гения / Хосе-Рауль Капабланка. «Учебник шахматной игры»

 

Д9-75/94615

Капабланка, Х. Р. Учебник шахматной игры : [Пер. с англ.] / Х. Р. Капабланка; под ред., с предисл. и коммент. М. М. Ботвинника. - Изд. 2-е. - М. : Физкультура и спорт, 1975. - 151 с. : ил. - Предм. указ.: с. 149-150. 

Известно, что третий чемпион мира по шахматам не отличался большим трудолюбием. Он сыграл не так уж много партий, не внес серьезного вклада в теорию игры и написал лишь несколько книг. Но практически все к чему он прикасался, несло черты исключительности, присущей гениям! Таким оказался и его «Учебник шахмат», оказавший огромное влияние на всех, кто к нему прикоснулся. Невозможно научить играть, как Капабланка, но…

Шахматы многообразны, ни один большой шахматист не похож по стилю игры на другого, но общие черты у них, безусловно, есть. Речь о привычке, инстинкте, который проявляется с первых шагов за черно-белой доской… Одни ищут решение всех проблем в комбинациях, стараются одним ударом разрубить этот гордиев узел. Вторые никуда не торопятся, у них другая цель: простыми незаметными ходами настолько улучшить свое положение, что никакие сильнодействующие меры уже не требуются. Если грубо, первых зовут тактиками, вторых – стратегами. Рассуждать, какая из манер «правильная», бессмысленно – в игре все переплетено, и одно не работает без другого. Но от этих настроек никуда не уйти.

Капабланка был стратегом – едва ли не лучшим среди во всей истории шахмат. Обладая не таким уж большим арсеналом средств и серьезно никогда не работая над своей игрой, он поражал – и даже спустя сто лет продолжает поражать – удивительной практичностью своих решений, их внутренней гармонией, чистотой. Кубинец на каком-то потустороннем уровне чувствовал «фальшь» в действиях противников, и почти что не допускал ее у себя.

Воспитанные на этой традиции, вслед за ним выстроился целый ряд великих игроков. Пять чемпионов мира – Василий Смыслов, Тигран Петросян, Борис Спасский, Анатолий Карпов, Владимир Крамник – кто-то в большей, кто-то в меньшей степени, – что называется, «вышли из Капабланки», и… понимали шахматы на каком-то недоступном никому, другом уровне.

Каждый из них прикоснулся к книгам Хосе-Рауля, но для двух «К» они стали основой. Так, у маленького Карпова настольной книгой был сборник партий раннего Капабланки (аж 1926 года!) «Моя шахматная карьера». А вот Крамнику достался великолепный сборник издания 1975 года, где под одной обложкой было объединено все творческое наследие кубинца.

«Капабланка просто гений! Он – исключение, которое не вписывается ни в какие правила, – делился впечатлением о своем шахматном кумире и первом учителе Крамник. – Я бы не сказал, что он что-то развил в шахматах. Такой человек мог появиться абсолютно в любой момент, как и Морфи: и в середине XX века, и в середине XIX… Он очень тонко чувствовал гармонию. В детстве мне очень нравилась книжка «Капабланка учит шахматам». Потому что автор просто, доходчиво и тонко формулирует определенные правила. Правда, сейчас далеко не все его утверждения о шахматах считаю верными, но когда ты маленький и еще только начинаешь проникаться, об этом не думаешь, просто впитываешь в себя!»

Магия его игры облагораживает, с первых же ходов заставляет настраивать «шахматный слух». Ведь Капабланка мог не только показать, но еще объяснить – простым, доходчивым языком, что доступно далеко не каждому чемпиону. Однако, Хосе-Рауль хорошо сознавал свою миссию, и он знал, как разбить дистанцию между собой и своим читателем:

– Научиться играть в шахматы – это легко, трудно – научиться играть хорошо! Терпение и методичность весьма облегчают эту задачу. Изучающий должен старательно повторять на доске пройденное. Изучив материал и овладев им, вы должны попытаться сами создавать положения, приведенные в книге, а затем анализировать их по изученным принципам. Постоянно упражняясь и развивая свое шахматное воображение, начинающий не только будет прогрессировать, но вскоре постигнет и красоту игры… что, в свою очередь, усилит его желание всецело овладеть искусством. Бесконечное разнообразие шахматной игры с одной стороны делает ее трудной, но, в то же время, – интересной и прекрасной.

Руководствуясь известным принципом эндшпиля «не спешить», Капабланка медленно, но смело ведет читателя по фарватеру шахматных знаний. Начинает с самых элементарных позиций, матов и эндшпилей, указывая на то, что научиться управлять небольшим числом фигур проще, чем всеми сразу, а поняв в отдельности каждую «молекулу» игры, можно не заблудиться в океане возможностей. Он учит классическим принципам, соотношению сил фигур в различных положениях, значению центра и конфигурации пешек, комбинациям и ключевым принципам атаки. Особое внимание Капа уделяет «общей теории», в которой с дотошностью рассуждает об инициативе или сознательном отказе от нее, о силе угрозы и «критике соображений игрока на взятом из практики примере»… Отдельной главой идет у него оценка позиции в середине игры. Всего несколько страниц, но из принципов, которые формулирует этот гений, выросли тома дальнейших исследований миттельшпиля.

Конечной целью Капабланки было создание некоего шахматного Евангелия, следуя которому, каждый начинающий игрок имел возможность превратиться в опытного бойца.

В предисловии к «Учебнику» он писал: «Цель этой книги – удовлетворить определенный «голод» на шахматную литературу. Тринадцать лет назад я написал трактат, названный мною «Основы шахматной игры», где представил публике идеи, ранее не выносившиеся на всеобщее обозрение. Как явствует из названия, описаны все шахматные принципы, но не столь подробно, как в этой книге. После ее издания в мои намерения входят два других трактата, связанных между собой и с «Основами шахматной игры». Первый из них будет посвящен теме, наименее освещенной в первых двух, а именно, дебютам. Середине игры, а также эндшпилю будет уделено определенное внимание, но… ровно в той мере, в какой они соприкасаются с дебютами, представленными в ней. Все книги вместе составили бы единый и полный комплект, который позволит читателю достигнуть мастерства».

Еще не представляя, к чему это его приведет, он начал свой труд еще в 1921 году, когда во время подготовки и рекламной кампании матча на первенство мира с Ласкером выпустил «Основы шахматной игры» и «Моя шахматная карьера». Затем, уже в 1935-м – «Учебник шахматной игры», в котором постарался объединить весь свой опыт и понимание.

Увы, закончить этот масштабный замысел ему было не суждено. Мешали турниры и… лень. Только в 1939 году молодая жена кубинца Ольга заставила Хосе-Рауля вернуться к работе над продолжением книги. Плодом ее усилий стала весьма разрозненная подборка статей, вышедших отдельным изданием в 1966 году, через четверть века после смерти автора, под названием «Шахматные лекции»… В этой последней работе заметны и тяжесть прожитых лет, и разочарования, которые он пережил, не встретив понимания шахматного мира, и его новый взгляд на шахматы. «Прогулка» вышла не такой уж легкой, и Хосе-Рауль начал даже высказывать сомнения, а верен ли был путь, который он избрал для себя в шахматах?! Так что «Лекции» навряд ли могут считаться полноценным творчеством Капабланки.

Несмотря на то, что масштабный труд Капабланки так и остался незаконченным, его роль для шахматной истории была велика… Особым пиететом наследие кубинца пользовалось в СССР, который собирал все лучшее и передовое, что было в шахматах в XX веке.

Так, «Основы шахматной игры» и «Моя шахматная карьера» в переводе с английского от Даниила Горфинкеля и с предисловием Самуила Вайнштейна вышли в Петрограде, в 1924 году. «Учебник» задержался с выходом всего на год: в 1935-м в Лондоне, в 1936-м – уже в Москве. В 1975 году – как раз в год рождения Крамника – издательство «ФиС» выпустила ту самую книгу, ставшую «подподушечной» для будущего 14-го чемпиона мира. (В 1976-м все в том же «ФиС» увидели свет «Последние шахматные лекции» Капабланки.)

«Нельзя понять шахматы, не изучив книг Капабланки, не посмотрев на мир его глазами», – писал Михаил Ботвинник в предисловии к тому великолепному сборнику. Чуть позже, на вопрос о лучшей шахматной книге в истории 6-й чемпион мира ответил: «Безусловно, это “Основы шахматной игры” Капабланки, я считаю, ее должен прочесть каждый».

«Капабланку можно сравнить с Моцартом, у которого, казалось, музыка лилась сама собой, без каких-либо усилий, – считает заочный ученик великого кубинца Владимир Крамник. – Складывалось впечатление, что он даже не знал, почему делает тот или иной ход, делал их просто «рукой». Я думаю, если бы он много работал над шахматами, то его игра могла бы даже и ухудшиться, потому что он начал бы что-то осмысливать… А Капабланке ничего не надо было осмысливать, ему надо было просто передвигать фигуры по доске!»

 

Евгений Атаров