Главная / Шахматный обозреватель / Моя любимая книга / Практик против романтиков / Эмануил Ласкер. «Учебник шахматной игры»

Практик против романтиков / Эмануил Ласкер. «Учебник шахматной игры»

 

Ласкер, Эмануил. Учебник шахматной игры [Текст] / Эмануил Ласкер; Авториз. пер. с нем. (с рукописи) И. Л. Майзелиса. - 5-е изд. - Москва : Физкультура и туризм, 1937 (17 ф-ка нац. книги треста "Полиграфкнига"). - Переплет, 328 с. : ил.; 22х15 см.

 

Ласкер, как и большинство шахматистов той поры, был чистым самоучкой. У него под рукой не было ни толкового руководства, ни мудрого наставника. Единственный ориентир – брат Бертольд, который, к слову, был близким другом Зигберта Тарраша, будущего соперника в матче за мировую корону и одного из самых последовательных критиков Эмануила.

Весь свой опыт, знания и игровые навыки Ласкер почерпнул исключительно из практики. В игре на ставку в берлинских кафе (часто – с форой и немалой) требовалась максимальная концентрация сил, умение использовать каждый шанс, четко и быстро заканчивать борьбу, чтобы заново расставить фигурки, и сыграть на квит! Такие вводные заставили Эмануила с первых шагов в шахматах отказаться от внешних эффектов в пользу эффективности, очко – это всегда очко, добыто оно путем красивой комбинации или скучного эндшпиля.

Для того чтобы в полной мере овладеть всеми необходимыми навыками, будущий чемпион постарался сколь возможно глубоко разобраться в самой механике игры, разложить ее на составные элементы. До него этого не делал никто… Даже первый чемпион мира Стейниц, представляя свою «теорию позиционной игры», исходил из общих принципов, не разбирая игру на «молекулы». Многие, известные сегодня каждому разряднику понятия и приемы, в повседневный обиход ввел именно Ласкер. Сказалась его привычка к дидактике и страсть к математической точности, ведь именно ее он изучал в Берлинском университете.

Не удивительно, что первая и одна из самых популярных книг Эмануила Ласкера, которую он выпустил в 1896 году – спустя год после завоевания шахматного престола, – называлась «Здравый смысл в шахматной игре». И это был не сборник лучших партий или сага про то, как он одолел Стейница, а 12 лекций, которые он весной 1895 года прочитал сильнейшим лондонским шахматистам, и в которых чемпион мира рассказал о тонкостях игры.

«Мне было тогда 26 лет, когда из-под моего пера вышла эта книга, – писал в предисловии к русскому изданию 1925 года Эмануил Ласкер. – Она являлась боевым протестом против тогдашнего стиля игры, который, хоть и претендовал на глубину, но на самом деле являлся чем-то искусственным, натянутым и напыщенным». Чемпион противопоставлял реальную оценку происходящего на доске, свойственной предприимчивой Англии, «романтическим шахматам», основанным на вере, мистике и «духе», свойственным для Германии… По его мысли «здоровый шахматный стиль имеет предпосылкой соединение здорового смысла с вдохновением». Первый открывается шахматисту через анализ, критику, знания – он дает твердые доказательства. Второе же часто противоречит здравому смыслу, порой смеется над ним, постоянно ищет не общие правила, а исключения, ищет везде и всегда!

Сегодня слова Ласкера звучат прописными истинами, но, когда писалась эта книга, даже большие мастера находились во власти своих страстей и заблуждений. Что уж говорить о простых любителях шахмат, которые играли как бог на душу положит – без руля и ветрил. Что-то знали о дебюте, совсем немного об эндшпиле, а в миттельшпиле оступались через шаг. Большинство партий было сродни блужданию в темноте. Мыслитель хотел зажечь для них «свечу», чтобы его читатели не споткнулись на первой же ступеньке наверх.

Он противопоставляет практический стиль, отношение к игре без предрассудков, который исповедовали он сам, а вслед за ним Пильсбери, Маршал и Капабланка, чистой эмпирике Тарраша, считавшего, что в каждой позиции обязательно имеется один лучший ход, или же вдохновению Чигорина, верившего, что гениальный игрок решит любую проблему.

Опытный лектор Ласкер постарался в своем курсе свести «все существовавшие правила к возможно меньшему числу, собрать их в единую систему». Он сразу признавался, что это – лишь некая попытка объять необъятное… Эмануил сразу оговаривается, что посоветовал бы своим читателям не просто прочитать лекции, а изучить их, потратив на это некоторый труд. «К всякому знанию надо относиться разумно скептически», – замечает он.

Но, стойте… не ошибся ли автор? Он обещал рассказать об «Учебнике» Ласкера, а здесь – о каком-то «Здравом смысле…» Нет, не ошибся. Дело в том, что первая книга Ласкера как раз легла в основу этого классического труда. Эмануил соединил в нем сразу три работы. Помимо первой – «Lasker’s How to Play Chess: An Elementary Text Book for Beginners, Which Teaches Chess By a New, Easy & Comprehensive Method» 1900 года и «Kampf» 1911 годов, он выпустил в 1926-м в Германии, на немецком языке «Lehrbuch des Schachspiels».

«Учебник шахматной игры» состоит из шести разделов. Ласкер коротко, но ясно дает все общие знания, подробно рассказывает о дебютах, а в конце приводит примерные партии. Но главная ценность этой книги, конечно же, – в трех центральных главах: «Комбинация», «Позиционная игра» и «Эстетика шахматной игры». Надо понимать, что это – едва ли не первая в истории шахмат (1900 год!) попытка обобщить пространный материал.

Именно в ней впервые прозвучали такие общеупотребимые термины как «форсированная игра», «мотив комбинации», «отвлечение», «завлечение», «уничтожение защиты», даже не прижившееся «desperado» в отношении стремящейся принести себя в жертву фигуры… Ласкер объясняет, что «критерий комбинации – не ее красота», комбинация должна быть правильной, иначе она является заблуждением, и, помимо правильности, она должна вести к конкретной цели. В ее основе должен быть принцип простоты и ясности цели.

Ласкер отбрасывает все ненужное, наносное, он оставляет только самую суть!

И с какой же ясностью, последовательностью чемпион мира говорит о позиционной игре, в которой по-настоящему проявляется мастерство… Кажется, Ласкер не открывает Америки, но способность мыслить планами, учитывать при этом не только свои, но также и замыслы противника, по-прежнему ахиллесова пята для многих шахматистов. Он определяет цели и средства, а также обоснованность каждого плана, предупреждает о предвиденье. Не зная, где хочешь оказаться, никогда не достигнешь желанной цели. Не понимая оценки позиции, никогда не достигнешь успеха, ведь цель запросто может оказаться и ложной.

Эмануил предлагает: шахматисту во время игры надо на каждом ходу сверяться со своим внутренним компасом, убеждаться, что он идет в правильном направлении… План должен быть правильным. Как и ошибочная комбинация, неверный план или неверная оценка той позиции, к которой стремится игрок, неизбежно приведет только к поражению.

Ну а «вишенка на торте» – глава об эстетике шахматной игры… На протяжении всей книги Ласкер предстает холодным циником, который не приемлет красоты ради красоты, но при этом он отдает должное чувству прекрасного, которое дарят нам шахматы. «Эстетический момент в шахматах всегда связан с действием, – замечает Ласкер. – Действие зажигает в зрителе интерес и приковывает внимание к конкретному явлению. Ему надо лишь увидеть, рассмотреть, проверить и понять то, что уже найдено и выполнено игроком…»

Едва ли кто-нибудь, кроме Ласкера, мог проделать такую титаническую работу! После него, точно грибы после дождя, высыпали с «учебниками шахмат» Капабланка, Рети, Нимцович, Романовский, Левенфиш... Они не были вторичны, и у каждого было что-то свое, однако ни у кого не вышло превзойти оригинал. По своей цельности «Учебник шахматной игры» вряд ли потеряет свою актуальность для любителей, даже если пройдет еще сто лет!

 

Евгений Атаров