Δ
Кто написал первую книгу Карпова? / Василий Панов. «Курс дебютов»
Панов, В. Н. Курс дебютов / В. Н. Панов. - М. : Физкультура и спорт, 1957. - 368 с. : ил. - 35000 экз. - Текст : непосредственный.
Начнем с Панова. Василий Николаевич был довольно значительной фигурой в шахматной жизни в СССР, начиная с середины 1920-х годов. Сильный мастер и известный теоретик – его именем назвали одну из самых известных систем защиты Каро-Канн, он оставил свой след также в сицилианской и испанской партии, защитах Алехина и Бенони, – рано начал литературную деятельность. Под псевдонимом Василий Пила он безжалостно критиковал и высмеивал любые недостатки шахматного всеобуча в «Рабочей Москве». И начальство как огня боялось его стихов, фельетонов или эпиграмм, бивших не бровь, а в глаз.
С годами Василий стал одним из главных авторов в периодических изданиях о шахматах, а также в московских и центральных газетах, таких влиятельных как «Известия» – органе Совета министров СССР… И все, включая сильнейших игроков страны, знали: если чем-то вызвать неудовольствие у холодного Панова, жди беды, он не оставит от провинившегося камня на камне. Достанет свой блокнотик, посмотрит исподлобья, оттопырит заячью губу, послюнявит карандаш, – и врежет. Доставалось от него даже живым классикам: Ласкеру, Капабланке или Алехину. Единственный, перед кем он испытывал настоящий пиетет и про которого не написал ни одного худого слова, – Чигорин, возведенный им в ранг святых и великомучеников. Именно Панов назвал Михаила Ивановича основателем отечественной шахматной школы, как предтечи для советской шахматной школы, которую в 1950-х годах утвердил Ботвинник. Кстати, Михаил Моисеевич для Панов тоже был вне критики.
Вскоре после войны Панов неожиданно перешел на крупный жанр, стал писать книги. Из-под его пера чуть ли не каждый год выходило что-нибудь новенькое, причем, предыдущее не имело никакой связи со следующей работой. «Шахматы для начинающих. Руководство по теории и истории шахматной игры и организации шахматной работы в деревне» (1951), затем «Атака в шахматной партии» (1953), «300 избранных партий Александра Алехина с его собственными примечаниями» (1954) и, наконец, интересующий нас «Курс дебютов, с вводной статьей «Краткая история шахматной культуры» и 75 избранными партиями». Он увидел свет в 1957-м. А затем «Международный турнир памяти Алехина в Москве» (1958), «Капабланка» (1960), «Михаил Иванович Чигорин. Его друзья, соперники и враги» (1963), а через пять лет документальная повесть о нем же «Рыцарь бедный» (1968). Между ними: «Шахматы – интересная игра» (1963) и «Первая книга шахматиста» (1964). И, наконец, в 1966-м Панов выступил с автобиографией – «Сорок лет за шахматной доской».
Не находите ничего странного?! Да, конечно, можно предположить, что Панов был на все руки мастер и был одинаково хорош в шахматной истории и организации соревнований в колхозах и деревне, в дебютах и книгах для начинающих, в турнирных сборниках и пьесах о тяжелой жизни избранных пролетариев. Но… так и гложет червь сомнения, подсказывая, что Василий Николаевич не гнушался использовать труд «литературных негров», которые смиренно отдавали в его распоряжение плоды своего труда. И даже шахматное наследие первого русского чемпиона мира Панов смог приватизировать (помните заголовок «с его собственными примечаниями», которые, к сожалению, были жутко откорректированы), на несколько лет обойдя в этой теме великого исследователя Александра Котова.
То, что Панов точно «водил чужой рукой», подсказывает хоты бы литературный анализ его «Капабланки» и «Чигорина» – их явно писали разные люди. А в сборнике турнира памяти Алехина 1956 года и его автобиографической книге используются совсем разные обороты в однотипных примечаниях. У человека, который сделал комментирование своей профессией, такого не встретишь, а когда занимаешься сведением чужой работы (и не факт, что сам), то такое происходит сплошь и рядом. Сильно разнятся между собой также и отдельные главы «Курса дебютов»: исторический очерк, открытые, полуоткрытые и закрытые дебюты точно писали разные люди. Какие, не столь уж важно, главное – точно не один Панов.
Интересно, что грехи своего создателя «по наследству» приняли соавторы последующих изданий «Курса». Сперва, в середине 1960-х на обложке появилась фамилия «Эстрин», а уже в 1990-х – «Калиниченко». И тот, и другой мало писали сами, зато были прекрасными организаторами и собирали настоящие фабрики, производящие шахматную литературу. Яков Борисович наклепал, в том числе для друзей из ГДР, целую библиотеку. А наследник, Николай Михайлович, пошел еще дальше, – и открыл издательство имени себя. И каждый из них приложил немало сил, чтобы приватизировать «Курс дебютов»… Эстрин с годами потихонечку снял имя Панова, а Калиниченко, соответственно, уже – Эстрина.
Но какие бы страсти не происходили вокруг этой книги, для своего времени она была по-настоящему революционной и закрыла зияющую брешь в издательской политике в СССР. Книг по дебюту, турнирных сборников и антологий выдающихся шахматистов издавалось достаточно много, а вот книги на русском языке, которая описывала бы основы дебютной теории на уровне 1-го разряда по всему периметру – от 1.e4 до 1.d4 - попросту не было. Не «Бильгер» же столетней давности людям искать, а югославский «Информатор» вместе с «Энциклопедией дебютов» в пяти томах возникли лишь ближе к 1970-м годам.
В «Курсе» все было аккуратно и продумано. Сперва красивый очерк о развитии шахмат, где акцент сделан на особом вкладе советских шахматистов, затем – четкое, грамотное разбиение на типы дебютов, короткое введение, и понеслось! Про боковые дебюты: пара основных ходов, несколько второстепенных ответвлений, красивая большая диаграмма в конце и вывод о характере положения, иногда – планах сторон. Про самые употребимые: больше вводных слов, больше вариантов, а по завершении главы – примерные партии, из которых читатель мог бы самостоятельно сделать все необходимые выводы…
Главное, у читателя, особенно у разрядника, которому так никто не раскладывал дебюты по полочкам, в голове тут же складывался примерный образ, чего ждать от той или иной системы, что нравится, а что нет. Внимательное прочтение, разбор, короткий анализ, – и на определенном уровне ты был готов к применению почти любого варианта.
Не удивительно, что «Курс дебютов» стал одной из самых покупаемых шахматных книг в СССР. Первый тираж 35 000 экземпляров, который был оформлен в мягкой дерматиновой обложке коричневого цвета, разлетелся за несколько месяцев. Редакцию «Физкультура и спорт» закидали благодарными письмами и попросили напечатать еще. Новый тираж не залежался, и каждый следующий был уже не меньше 100 000. Не хватало и его… А вскоре подоспело 2-е издание, 3-е и т.д. Когда к проекту присоединился Эстрин, их вышло уже 7 штук, после чего обновления книги стали происходить почти «на живую нитку». Крайняя версия Калиниченко давно лишилась нумерации и вышла в свет в 2021 году.
Ну а теперь – о Карпове. Хорошо известно, что Толя познакомился с шахматами в шесть лет. Легко посчитать: 1951+6=1957! Год выпуска «Курса дебютов». Само собой, его отец, крупный инженер и любитель шахмат, не мог не приобрести себе книгу Панова, а она по какой-то счастливой случайности попала в руки к будущему чемпиону мира.
Сложно представить, какую роль она сыграла в его шахматном развитии. Одно очевидно: если бы Толя чуть повнимательней вчитывался в нее, то вряд ли удостоился от Ботвинника столь уничижительной оценки. Того взбесило, что талантливый мальчик в свои 11 лет едва ли что-то знал о дебютной теории, и по-настоящему начинал играть в тот момент, когда у Патриарха пропадал всякий интерес к партии. А случись по-другому, возможно, что и вся карьера Карпова пошла как-нибудь по-другому, и он не стал бы тем, кем стал.
Что ж, лишний раз спасибо Василию Панову и его непотопляемой книжке.
Самое удивительное, что за 65 лет «Курс дебютов» сумел устоять и сохраниться в своем почти что первозданном виде, несмотря на югославские энциклопедии, большие, малые, даже карманные советские сборники дебютов, не говоря уже о захвативших шахматный мир компьютерных программах и содержащих миллионы партий базах данных. Эта книга все еще востребована и остается надежным компасом для многих шахматистов, хоть, по меткому выражению Таля, всякое дебютное руководство устаревает в тот самый момент, когда оно доходит до своего читателя. Весь вопрос – кто теперь его читатель?
Евгений Атаров