Не музыкой единой...

 

 

«Шахматы очень люблю: в них сочетаются искусство и наука. Они дают мне отдых и вдохновение». Так выразил своё отношение к шахматам выдающийся композитор Дмитрий Шостакович. Увлекся игрой в шахматы Шостакович в детстве и сохранил эту привязанность на всю жизнь. Когда удавалось выкроить часы досуга, композитор проводил время за шахматной доской. Он следил за важными шахматными событиями, аккуратно подбирал вырезки с шахматными задачами, доискивался до их решений. Шахматы дарили Шостаковичу радость общения со многими прославленными современниками. Известно о его шахматных сражениях с собратьями по музыкальному искусству, которые, как и он увлекались этой замечательной игрой, – композитором Сергеем Прокофьевым и скрипачом Давидом Ойстрахом. Однажды Шостаковичу посчастливилось сыграть даже с великим шахматистом Александром Алехиным, который стал 4-м чемпионом мира, победив Хосе Рауля Капабланку. 

А вот, выиграть у самого Капабланки удалось другому гениальному русскому музыканту – Сергею Прокофьеву. С Капабланкой Прокофьев познакомился в 1914 году во время международного шахматного турнира в Санкт-Петербурге. Прокофьев записался на все три сеанса одновременной игры Капабланки в Шахматном собрании. Первый был назначен на 11 мая. 23-летний Прокофьев пришел на него в восемь часов вечера сразу же после выпускного бала в консерватории, на котором исполнял свой первый концерт в сопровождении оркестра. Партия продолжалась более трёх часов и закончилась поражением композитора на 58-м ходу. Проиграл Прокофьев и на втором сеансе - 15 мая, а вот 16-го выиграл. «Вчерась я выиграл-таки у Капабланки, играя с ним в сеансе одновременной игры. Согласитесь, что это чрезвычайно замечательное событие», - написал он приятелю на открытке с портретом кубинского гроссмейстера. Каждое пересечение с Эм. Ласкером, Капабланкой, Алехиным становилось для Прокофьева радостным событием, давало повод почувствовать свою сопричастность к столь дорогому ему миру шахмат. Он внимательно следил за перипетиями борьбы за мировое первенство, при этом постоянно разрывался в своих предпочтениях, болея то за мудрого философа Эм. Ласкера, то за поразившего его воображение обаятельного Капабланку, то за жёсткого бойца и друга Алехина.

Интересно мнение Ботвинника об игре Прокофьева, с которым он не раз встречался в сеансах в Москве: «Сергей Сергеевич страстно любил шахматы. Он принимал активное участие в шахматной жизни Центрального дома работников искусств… Мне несколько раз приходилось встречаться с С. Прокофьевым за шахматной доской. Творческое лицо Прокофьева как шахматиста отличалось большой непосредственностью: обычно он играл на атаку и проводил её остроумно и изобретательно – защищаться он явно не любил».

Главным соперником Прокофьева за шахматным столиком был советский скрипач Д. Ф. Ойстрах. Оба играли примерно в силу 1-го разряда, и их поединки были ожесточёнными. В 1937 г. в московском Центральном Доме работников искусств (ЦДРИ) состоялся шахматный матч Прокофьев – Ойстрах. Два музыканта, влюблённых в шахматы, несмотря на исход сыгранных партий (3:4) оставались добрыми друзьями.

Композиторы Римский-Корсаков и Лядов дружили между собой. Когда проходил знаменитый Гастингский турнир 1895 года, они обсуждали его по переписке: «Милейший Анатолиум, в дополнение к предыдущему письму пишу еще несколько строк... Чигорин пока выигрывает». На это Лядов отвечал: «Чигорин уже проиграл своему-же. Злюсь на него ужасно». Это бескомпромиссный Чигорин уступил своему ровеснику сильному ростовскому мастеру Эм. Шифферсу.  Интересно на кого из них больше злился Лядов?! Ведь в итоге Чигорин только полочка уступил победителю славной шахматной битвы при Гастингсе американскому маэстро Гарри Нельсону Пильсбери, выиграв у него личную встречу.

Из дневников выдающегося русского композитора Сергея Танеева можно понять, что его отличала особая любовь к шахматам. Часто он встречался за шахматной доской с Толстым и исход этих встреч был переменный: выигрывал то Танеев, то Толстой. Некоторые партии игрались на своеобразную «ставку»: если Танеев проигрывал, то он обязан был сыграть на фортепиано какое-нибудь произведение по выбору победителя, если проигрывал Толстой, он читал вслух что-либо из своих сочинений.

Сохранилось много воспоминаний современников об увлечении Александра Скрябина шахматами. Вот одно из них от музыкального критика Сабанеева: «В этот сезон А. Н. пристрастился к шахматам. Играл он со мною и с доктором, который его терроризировал: играли все достаточно плохо, обычно доктор запугивал его внезапными ходами и грозным видом, и тот начинал смущаться и делал плохие ходы. «Уверенность, быстрота и натиск!» - приговаривал доктор, громя шахматный фронт А. Н.»

Ни одного крупного шахматного состязания первой половины 20-го столетия не попустил выдающийся музыкант и педагог, шахматный партнер Льва Толстого и страстный болельщик Михаила Чигорина и Михаила Бронштейна Александр Гольденвейзер.

«Честь короны шахматной – на карте!
И он от пораженья не уйдёт:
Мы сыграли с Талем десять партий –
В преферанс, в очко и на бильярде.
Таль сказал: «Такой не подведёт!»

– поэт и наш знаменитый бард Владимир Высоцкий написал эти слова перед матчем на первенство мира между Спасским и Фишером в 1972-м, привлекшим внимание всех жителей планеты Земля, в своей песне «Честь шахматной короны». Он сумел ярко, весело и непринужденно рассказать о силе Фишера, об опасности будущего сражения для 10-го чемпиона мира Спасского, о важности тренировочного процесса и нестандартных домашних заготовок. Песня стала хитом своего времени и разобрана народом на цитаты. Жаль, что Спасскому она так и не помогла. 

На первый взгляд может показаться, что музыка и шахматы не сочетаются. Музыканты живут сердцем, шахматисты за доской все время думают и просчитывают на несколько ходов вперед. Но оказывается, что эта лишь видимая несовместимость. Как некоторые гиганты музыки не могли жить без шахмат, так и шахматисты самого высокого уровня не представляли свою жизнь без музыки. Для седьмого чемпиона мира Василия Смыслова шахматы были первой любовью, а второй страстью стала любовь к музыке. Еще в детстве отец научил его играть на фортепиано, и они музицировали в четыре руки. Василий Смыслов мечтал о большой сцене и карьере оперного исполнителя. Сам он говорил: «Я всегда жил между музыкой и шахматами». Претендент на мировое шахматное первенство Марк Тайманов был замечательным пианистом, а два диска в исполнении фортепианного семейного дуэта Любовь Брук-Марк Тайманов вошли в 200 лучших в 20 веке. Прекрасно играл на пианино чемпион мира Михаил Таль, виртуозно исполнял соло на балалайке заслуженный мастер спорта и заслуженный тренер СССР Петр Романовский. И таких примеров масса. А что самое интересное, так это удивительное взаимное влечение представителей мира шахмат и мира музыки. Ярким примером этого является многолетняя дружба семьи гроссмейстера Владимира Алаторцева и семьи Галины Вишневской-Мстислава Ростроповича.

Владимир Линдер