Главная / Шахматы как область мировой культуры / Шахматы в изобразительном искусстве

 

Шахматы нашли широкое отражение в живописи, скульптуре и графике. Уже первые шахматные фигуры представляли собой, вырезанные из слоновой кости тончайшей художественной работы скульптурки всадников, слонов, боевых колесниц, пеших воинов. В дальнейшем на протяжении многих веков безвестными творцами прикладного искусства был создан целый мир шахматных фигур, символически отображающих жизнь народов, быт эпохи, крупнейшие исторические события. С ростом популярности игры к обратились к шахматной теме и художники. Художники изображали не только своих партнёров за шахматной партией, но и шахматные комплекты, и интерьер вокруг шахматной баталии. Художникам нравилась сама игра – она давала возможность выстроить композицию, глубже раскрыть личность героев и передать важные исторические детали. Так картина «Смерть Ивана Грозного» художника Константина Маковского изображает смерть царя Ивана IV во время партии в шахматы.

Поразительно, но сразу нескольких художников привлёк фрагмент из «Евгения Онегина» с игрой в шахматы Ленского и Ольги. Как установил историк шахмат Исаак Романов, семь разных художников создали свои «вариации на тему»: Ольга и Ленский за шахматами в беседке, в каминной, в гостиной… На протяжении почти 70 лет вышли издания с рисунками П. П. Соколова (1892), Я. Я. Бельзена (1899), Е. П. Самокиш-Судковской (1908), В. В. Гельмерсена (1909), В. А. Свитальского (1937), К. И. Рудакова (1953), Ю. М. Игнатьева (1959).

Многие из русских живописцев неплохо разбирались в игре, а некоторые были профессиональными шахматистами. Можно не только любоваться красотой их творений, но и изучать по ним историю игры, процесс изменения правил, мастерства игроков, анализировать сами шахматные позиции. Картина Михаила Врубеля «Обдумывают ход» хранится в Третьяковской галерее. На полотне изображены трое мужчин, которые с воодушевлением играют в шахматы, тщательно обдумывая каждый свой ход. Картина вызывает желание присоединиться к этой игре или хотя бы заглянуть через плечо. Чем не популяризация древней игры?

Немногие знают, что двух великих людей – ученого Дмитрия Менделеева и художника Архипа Куинджи – связывала не только крепкая дружба, но и общая страсть к шахматам. Как игрок, Куинджи превосходил Менделеева. Художник играл на уровне тогдашнего первокатегорника, что соответствует нынешнему кандидату в мастера. Сохранилась фотография, запечатлевшая Менделеева и Куинджи за игрой в шахматы. Снимок сделан в кабинете Дмитрия Ивановича. За игрой внимательно наблюдает Анна Менделеева – вторая жена ученого. Молодая хозяйка дома окончила к тому времени Академию художеств, где преподавал Куинджи. Она считала его своим наставником и встречала художника всегда крайне восторженно. Несмотря на южный темперамент, за шахматной доской Куинджи сохранял выдержку и хладнокровие. Менделеев во время игры сильно нервничал, и, как правило, проигрывал ему. После поражения он долго сердился и уверял, что это просто случайность, ведь не Куинджи, а он однажды победил знаменитого шахматиста Чигорина. Интересный факт. Однажды Менделеев нашел научное объяснение гениальной способности Куинджи невероятно достоверно рисовать свет и тень.  Секрет «куинджевских красок» оказался прост. Когда Куинджи пригласил в класс Академии художеств Дмитрия Менделеева, тот принёс прибор, позволяющий оценить чувствительность глаза к цветовым оттенкам. Куинджи сильно опередил по этому показателю своих молодых студентов. Он видел иначе. Не в плане творческого видения, а в самом буквальном физиологическом смысле.

Другой русский художник Илья Репин, как известно, очень любил рисовать своего друга Льва Толстого. Он познакомился с Толстым ещё в 1884 году в Москве, затем не раз приезжал в Ясную Поляну, писал портреты и иллюстрировал произведения Толстого. Летом 1891 года он пробыл в Ясной Поляне более двух недель. За это время Репин сделал много этюдов и набросков для будущих картин. Художник изображал писателя в разные моменты жизни: в кабинете и за чтением, на пашне и косьбе, на отдыхе в лесу и в саду. Дважды рисовал Репин Толстого играющим в шахматы. Это были наброски с натуры.

«Сам с собою, или Игра в шахматы» – эта картина русского художника Григория Мясоедова в настоящее время находится в коллекции музея шахмат в Москве. Подпись художника на картине «Г. Мясоедов» стоит на коробке с фигурами в нижнем левом углу.  Это указывает на то, что художник интересовался игрой.  Правда, биографы до сих пор не могут найти этому документальных подтверждений.  Сюжет картины также вызывает дискуссию искусствоведов. По одной из версий на картине изображён Александр Петров – первый русский шахматный мастер, теоретик шахмат, писатель и государственный деятель. Некоторые специалисты полагали, что картина была написана по фотографии шахматиста после его смерти по просьбе родных. Однако есть и другие версии.

Говоря о мастерах живописи 20-го века, надо в первую очередь упомянуть художницу из Казани многократную чемпионку Татарии по шахматам Галину Сатонину, специализировавшуюся именно на шахматной тематике. Её композиции («Цейтнот», «Победа», «Поражение», «Атака», «Завлечение» и другие) в гротескной форме очень точно передают переплетение жизненных и спортивных судеб величайших шахматных гениев. Из современных мастеров изобразительного искусства, посвящающих свои оригинальные работы шахматам необходимо сказать о Веронике Касаткиной, сумевший проникнуть в волшебный мир шахмат и показать его как бы изнутри – ярко, образно, завораживающе.

В 1990-е годы на Новом Арбате в Москве активно работала галерея «Кросна», которая сотрудничала со многими скульпторами, специализирующимися на производстве шахматных комплектов. Интерес к этим работам проявляли крупнейшие коллекционеры шахмат всего мира.  Во время Конгресса шахматных коллекционеров и историков в Санкт-Петербурге (1994) свои запасники впервые за многие годы открыли Эрмитаж и «Русский музей», были устроены выставки уникальные выставки шахматных реликвий. Известным мастером изготовления шахмат в стилистике Гжели зарекомендовал себя заслуженный художник РФ Юрий Гаранин, работающий в этом направлении с 1980 года. Здесь и исторические наборы (1812 год, «Куликово поле»), и отдельные фигуры, посвящённые отдельным людям.

В Москве работают два специализированных шахматных музея (в Центральном Доме шахматиста и в ГПНТБ России), в которых также демонстрируются редчайшие шахматные комплекты и картины. В 2003 году была открыта компания «Шахматы Карпова», которая специализируется на производстве уникальных шахматных комплектов из бивней мамонта, кости динозавров, серебра, бронзы, янтаря.

 

 

Владимир Линдер