Таль и Шахматная поэзия

Восьмой чемпион мира Михаил Таль - одна из самых ярких фигур в истории шахмат. «Кудесник из Риги», «Шахматный демон», «Прибалтийский пират» - такие прозвища он получил неслучайно. Рискованные жертвы, головокружительные комбинации и сжигание мостов позади себя Таль сделал своим принципом и стилем. В лучшие свои годы он наводил страх и ужас на соперников, особенно если ему удавалось получить атаку на короля. Его потрясающие партии и комбинации вошли в сокровищницу шахматной культуры, на них учатся поколения игроков.

Естественно, что такой великолепный шахматист не мог пройти мимо Шахматной композиции. Михаил Таль нередко комментировал этюды, а один - создал в соавторстве с Эрнестом Погосянцем.

М.ТАЛЬ, Э.ПОГОСЯНЦ

«64», 1969

Выигрыш

Каноническое соотношение сил, которое довольно детально исследовалось классиками этюда А.Троицким и Г.Ринком.

После очевидного 1.Кd4+ Крe1 следует размашистая игра белого ферзя – 2.Фh2! Крd1 [2...e2 3.Кc2+ Крd1 4.Фd6+ Крc1 5.Фa3++-] 3.Фh7! [3.Фh5+? e2] 3...Крe1! [3...Фe1+ 4.Крb3 Фd2 5.Фh1+ +-] 4.Фh4+ [ошибочно 4.Фe4? – хотя бы из-за 4...Крf2 5.Фf3+ Крg1 6.Кe2+ Крh2 7.Фxf1 – пат] 4...Фf2 [4...Крd1 5.Фe4! Фe1+ 6.Крb3 Фf2 7.Фb1+ Крd2 8.Фc2+ Крe1 9.Фc1#] 5.Кc2+ Крe2 6.Фh5+ Крf1 [6...Фf3 7.Кd4+] 7.Фh1+ Фg1 [7...Крe2 8.Кd4#, мат с блокированием полей e3 и f2] 8.Фf3+ Фf2 9.Кxe3+ Крe1 [если 9...Крg1, то 10.Фd1+ Крh2 11.Кg4+ с коневой вилкой] 10.Фd1#.

К сожалению, такое обещающее начало не имело продолжения…

Комментирует Михаил ТАЛЬ

(Г.Надареишвили, «Этюд глазами гроссмейстеров»)

Н.КРАЛИН

«Проблемиста», 1972

Выигрыш

Среди представителей новой волны этюдистов романтического направления – относительно молодой московский композитор Н.Кралин.

Одного взгляда на позицию достаточно, чтобы поверить, насколько захватывающим было предыдущее сражение. Не считаясь с материальными потерями, белые устремили свои взоры на неприятельского короля, и сейчас им нужно найти решающий удар. Время не терпит – ведь у черных все-таки лишняя ладья. Поэтому…

1.Фe6+ Крh8 2.Фe5+ Кf6+. Иного хода нет.

 3.Фxf6+ Крh7 [немедленно проигрывает 3...Крg8 из-за 4.Сe6+ Крh7 5.Фg6+ Крh8 6.Фg7+] 4.Фg6+! Крh8 5.Фg7+ Лxg7 6.hxg7+ Крh7!. В этом и заключается разница. При положении слона на с8 такое отступление возможно. Однако следует тихий ход!

7.Сe6! Пешка g7, как и ранее, неприкосновенна (7…Крxg7 8.f6+). Черным остается лишь удерживать пешку от превращения.  

7…Фh5+ 8.Крf8! Здесь нужно было обойти опаснейший ложный след. На первый взгляд совсем просто выигрывало 8.Сf7? Фe2+ 9.Крf8. Но тогда  9…Крh6!, и выясняется, что после  10.g8Ф Фe7+! дело кончается патом. Также к ничьей приведет превращение пешки в ладью 10.g8Л, на что проще всего ответить  10...Фe5 (на самом деле, ничью дает только 10…Фd2! – прим.ред.). В случае же 10.Сe6 Фxf2 11.g8Ф Фc5+ королю белых не уйти от преследования – 12.Крf7 Фc7+ 13.Крf6 Фc3+.

А сейчас черные могут задержать пешку «g», но при этом отнимается единственное свободное поле у короля.

8...Фh6 9.Сg8#.

 

М.ТАЛЬ — М.ААРОН

                                                                                        

Ход черных

Эта партия игралась в день рождения 8-го чемпиона мира, 9 ноября 1960 года. Тогда в Лейпциге в выходной день на Всемирной шахматной Олимпиаде состоялся блицтурнир.

В этой позиции промелькнула любопытная идея. На флажках Аарон сыграл изобретательно: 1...Сxe4! Молниеносно последовало 2.Сxe4? [выигрывало 2.Лa7] 2...Фxb2+! 3.Крxb2 a3+, и черные запатованы. Редкий случай в практике Таля, когда не он, а ему пожертвовали ферзя!

А вот этюд-посвящение, навеянный этим финалом:

 

Н.КРАЛИН

Памяти М.Таля.

Ноябрь, 2006

 

 

Выигрыш

 

1.Кc5+. Черные перед выбором. Кажется, плохо брать коня из-за 2.g4 bc 3.a6, и пешка бежит в ферзи. Тогда попробуем сыграть 1...Крxa5 в расчете на 2.Кb3+? Крb6 3.g4 Крxc6 4.Кc1 b5 5.cb+ Крd5 6.Кd3 Крe4, и на выигрыш могут играть только черные. Однако после 2.g4! b5 3.Кb3+! Крb4 4.cb Крxb3 5.b6 Крc2 6.bc Крd2 7.c8Ф Крxe2 12.Фf5 победа остается за белыми.  

И все-таки 1...dxc5! 2.g4 bxc6 3.a6 (в случае 3…Крb3 4.a7 Крc2 5.a8Ф Крd2 6.Фa2+ Крe1 7.Фc2 Фg2+ 8.Крxg2 h3+ 9.Крxh3 (Крh1) контригра черных на пат не удалась) 3…Крa5! 4.a7 Крb6 5.a8Л. На 5.a8Ф? проходит патовая уловка Аарона – 5…Фg2+! 6.Крxg2 h3+. Недостаточно и 5.a8С!? ввиду 5…Крa5 6.Сxc6 Крb4 7.Сg2 Фxg4+! 8.Сxg4 Крxc4=, успевая в спасительный угол h8. Плохо и 5.a8К+? Крb7!.

5...Крb7. Теперь главный план белых – 6.Лf8 Крb6 7.Лf5 Крa5 8.Лxc5+ Крb4 9.Лf5 Крc3 10.Лf3 не проходит из-за неудачной позиции короля на линии «g» – 10…Фxg4+. Поэтому необходимо убрать короля с этой линии. Дальнейшая игра не носит обязательного характера, но путь к выигрышу – строго единственный.  

6.Лa1 Крb6 7.Крh1! Крb7 8.Лf1 Крb6 9.Лf5 Крa5 10.Лxc5+ Крb4 При 10...Крb6 11.Лf5 Крa6 12.Лf6! (только не 12.c5+? Крa5! 13.Лf4 Фg2+! 14.Крxg2 h3+ 15.Крxh3 вновь с патом по Аарону) 12...Крb6 13.Лf7 Крc5 14.Лxc7 Крd6 15.Лf7 Крc5 16.Лf6 Крb6 17.Лf5 Крa6 18.c5+ Крa5 19.Лf6 Крb4 20.Лxc6 Крc3 21.Лd6 белые проводят пешку «с».  11.Лf5! Крc3. В случае 11...Крa4 белая ладья должна атаковать черные пешки – 12.Лf6 Крb4 13.Лf7!, и черные вынуждены играть 13…c5. Тогда 14.Лf5 с6 15.Лf6, и теперь при 15…Крc3 черные попадают под удар батареи:

16.Лf3 Фxg4 17Лxe3+. А при 15...Крa5 - 16.Лxc6 Крb4 17.Лf6 Крa5 18.Лf8 Крb4 19.Лf5 и белые выигрывают.

 12.Лf3 Фxg4 13.Лxe3+ Крd4 14.Сxg4+-