Δ
Март 2023
Мы продолжаем знакомить вас с наиболее интересными и содержательными новинками шахматной литературы. Как уже говорилось ранее, начало года оказалось весьма продуктивным – сразу несколько издательств предложили своим читателям целый букет отличных книг!
Как обычно, мы делим новинки на пять категорий, способных удовлетворить любой вкус. В нашей подборке «Персона», «История», «Портрет», «Теория шахмат», «Мастерство».
Персона
Цукерторт И. Шахматная школа Иоганна Цукерторта / И. Цукерторт. – Москва: Russian CHESS House/Русский шахматный дом, 2021. – 88 с. (Библиотечка шахматиста). – ISBN 978-5-94693-958-4. – Текст (визуальный) : непосредственный. Творчество соперника Стейница по первому матчу на первенство мира Иоганна Германа Цукерторта является одной из самых ярких страниц шахматного искусства XIX века. Этот многогранно одаренный человек был учеником самого Андерсона, поэтому не мог не стать продолжателем славных романтических традиций комбинационной школы, и при этом он не гнушался «новой», позиционной школы, провозглашенной его оппонентом как раз в 1870-х годах. Во многом в их противостоянии решилась судьба этой школы! Судьбы Стейница и Цукерторта были тесно переплетены. В 1866 году молодой австриец с блеском победил в матче Андерсена – 8-6 (без ничьих!), а через шесть лет уничтожил его ученика – 9-3. Иоганну потребовалось больше десяти лет постоянной практики и занятий, чтобы превратиться из «зеленого» 30-летнего клубного игрока в настоящего аса. В 1883-м он показал Стейницу, чего стоит, на целых три очка опередив его в Лондонском турнире – 22 из 26. Его отрыв мог быть еще значительней, если бы, не гарантировав победу, он уже не напрягался в 2-х последних турах, проиграв в них откровенным аутсайдерам. Стейниц тут же вызвал Цукерторта на поединок за титул, с чего и закрутилась 135-летняя история шахматной короны. А первые соперники стали его главными символами. Признаться, когда в 1886-м они сели за доску, все ждали и надеялись на победу Иоганна! Будущий чемпион откровенно достал всех своей дидактичностью, привычкой критиковать и поучать, мерить все по единственному, им же самим установленному стандарту. Партии позднего Стейница были скучны, ни у кого не вызывая восторга, в отличие от Цукерторта, стиль которого был отмечен особой гармонией и изяществом. Тот размашисто атаковал и не скупился на жертвы, проводил изящные планы в миттельшпиле и тонко играл эндшпиль. Кроме того, Иоганн сам по себе был довольно ярким человеком, который с удовольствием демонстрировал свои многочисленные способности. Однажды он проводил сеанс вслепую одновременно в шахматы, в шашки, в бридж, параллельно музицируя на рояле. К сожалению, поражение в матче за корону стало столь сильным психологическим ударом для Цукерторта, что он не прожил и года после него, толком не успев осмыслить свой путь в шахматах. За него это сделали благодарные потомки. В книге собраны 30 лучших партий маэстро. Большинство из них с его собственными комментариями, он щедро оставлял их в немецкой, британской и американской прессе, часть – с примечаниями Стейница и других современников. Несмотря на откровенную зависть, неприязнь к историческому сопернику, Вильгельм-исследователь с шахматной точки зрения весьма объективен к нему… В учебных целях материал книги разбит по тематическим разделам, каждому из которых предпослано краткое вступление… Эта книга станет настоящим подарком для изучающих шахматы, ценящих в них эстетику и красоту. Творчество Цукерторта надо знать! |
История
Всероссийский шахматный турнир (4; 1906; Санкт-Петербург). IV Всероссийский шахматный турнир: декабрь 1905 г. – январь 1906 г. : сб. партий, изданный С.-Петерб. шахмат. собранием под ред. Е. А. Зноско-Боровского. – СПб.: Т-во художеств. печати, 1907. – 214 с. . – Текст (визуальный) : непосредственный. Книга – по-прежнему лучший подарок! А классическая шахматная литература, особенно на русском языке, все еще в цене… Даром что ли несколько лет назад в стране появилось новое издательство «Шахматно-библиографическая ось», которое специализируется на выпуске редких изданий строго по личному заказу владельцев или шахматных библиотек ограниченным тиражом, в отдельных случаях – не более 2-3 экземпляров в руки. Репринт, особенно воспроизведение книги в ее первозданном виде, – это дело непростое, требующее любви и кропотливой работы. «IV Всероссийский шахматный турнир» издан в твердом красивом переплете, под мрамор, сшитый блок, белая плотная бумага, но самое главное – четкий текст, один в один с оригиналом… Такая легко проживет еще сто лет, и ее будут перелистывать совсем другие поколения игроков, не знакомых с классикой. Оригинал, выпущенный в Санкт-Петербурге в 1907 году, в издательстве «Художественная Печать» – настоящая библиографическая редкость, в стране осталось лишь несколько ее экземпляров. Лот с ней на Ozon оценивается в $1000, при этом книга запрещена к вывозу из РФ по закончу о сохранении исторических ценностей. Один из экземпляров хранится в Ленинке, а еще несколько – в частных коллекциях в Москве и в Санкт-Петербурге. Этот турнир стал одним из последних в карьере Михаила Чигорина. Главный его фаворит в ту пору был уже болен и выбыл после 4-го тура из-за скандала в партии с Избинским. В той партии М.И. засчитали поражение якобы за «просрочку времени», уже после того как его соперник сдался и расписался в бланке. Победил же Георг Сальве, сильнейший на тот момент шахматист Лодзи – 13 из 16. На очко от него отстал его ученик Акиба Рубинштейн – он стал единственным, кто не потерпел ни единого поражения… В турнире играл весь цвет тогдашнего российского общества – Блюменфельд, Алапин, Зноско-Боровский, Левицкий, Дуз-Хотимирский, Романовский и др. К слову, победитель, понимая всю несправедливость исключения Чигорина, вызвал его на матч, и проиграл в тяжелой борьбе – 8,5-6,5. Однако широко известным турнир стал не сам по себе, а прежде всего благодаря яркой и содержательной книге о нем. Она вышла под редакцией Евгения Зноско-Боровского, этим изданием он поставил настоящий литературный памятник, выдвинувшись в число лучших шахматных литераторов эпохи. Е.А. стал продолжателем традиций Стейница, Тарраша и Чигорина, привнеся в комментарии тонкий юмор, иронию и легкий флёр, став своего рода предвестником поэтического стиля, который довел до совершенства Тартаковер. |
Портрет
Судаков, Юрий Вячеславович. Шахматное творчество Валентины Борисенко / Юрий Судаков, Череповец: ЧереповецЪ, 2021. – 223 с.: ил. – ISBN 978-5-94022-121-0. – Текст (визуальный) : непосредственный. Как ни крути, мы почти ничего не знаем о женских шахматах, особенно о раннем периоде их истории. После Веры Менчик на шахматном небосклоне долго не появлялось настоящих звезд – женщин, которые на равных могли бы бороться с мужчинами. Все первые советские чемпионки играли в лучшем случае на уровне мастера… а их матчи за «корону» вызывали не более чем снисходительные улыбки. Эпоха Гаприндашвили, Чибурданидзе, не говоря о нашествии китаянок и Юдит Полгар – все это было намного позже, и не в СССР. Книга о жизни и творчестве одной из лучших шахматисток мира в 1950–70-х, пятикратной чемпионки СССР Валентины Михайловны Борисенко совсем о другом времени… Шахматы в ней проходят скорее фоном, чем главным содержанием. Люди, факты, события – большинства из них уже давно нет в живых, а многое стерлось из памяти. Но… что бы ни говорили, это было особое время, время оттепели и надежд, поиска нового пути общества, для которого игра на черно-белой доске была хорошо известным социальным лифтом. Это время Ботвинника и Смыслова, Таля и Спасского, Петросяна и Корчного, Полугаевского и Штейна, Карпова и Белявского. Все они неизбежно влияли на женские шахматы. В книге собраны воспоминания знаменитых игроков, лично знавших Борисенко, наиболее интересные партии, сыгранные ею в турнирах и матчах, фотографии, таблицы спортивных результатов… Большинство из комментариев выполнены самой Валентиной Михайловной, есть примечания ее секундантов, коллег-гроссмейстеров, а также ее учеников. |
Теория шахмат
Шахматный университет. – Москва : Russian CHESS House/Русский Шахматный Дом, 20 - . – www.chessm.ru. – Текст : непосредственный. Автор, испанский международный мастер и тренер ФИДЕ, задумал эту книгу как вводный курс по стратегии, в которой в понятной форме объяснил все базовые принципы. Книга намеренно разделена им на две части… В первой разбирается особенность каждой фигуры по отдельности, во второй – искусство их взаимодействия. Еще Смыслов говорил о том, что, не научившись кончиками пальцев чувствовать силу и слабость каждой отдельной фигуры, невозможно научиться ими правильно руководить, находить гармонию… Каселас последовательно разбирает характерные позиционные маневры и типичные для каждой отдельной фигуры приемы, способные максимально раскрыть ее силу (примеры у него из разных стадий партии от дебюта до эндшпиля). А затем – те же типичные приемы, но их коллективного взаимодействия, в которых проявляется главная сила каждой из них… В ход идут типичные комбинационные мотивы, стратегические приемы, используемые как в атаке, так и в защите. Каждая глава этой книги открывает для вас что-то новое. В книге содержится множество практических примеров с подробным разбором задач для решения, а также позиций с «неопределенным будущим», в которых от читателя требуется заглянуть за горизонт и определить конечные цели. Такой необычный взгляд на игру, на то, по какому принципу принимаются решения за доской, может по-настоящему изменить сам взгляд на шахматы, дать читателю новый толчок к развитию, сделать его сильнее. Испанский мастер считает, что его практикум принесет пользу не только игрокам, которые самостоятельно изучают шахматы, но и тренерам, занимающихся обучением игре.
|
Мастерство
Галкин, А. А. Калейдоскоп гроссмейстерских ошибок / А. А Галкин. – Москва : Дорофеева А. Г., 2023. – 77 с. : ил. – (Лаборатория гроссмейстера). – ISBN 978-5-907062-42-9 Десятая, юбилейная книга ростовского гроссмейстера. Прекрасный шахматист и сильный методист Александр Галкин в последние годы – один из самых плодовитых авторов. Новая его книга посвящена эндшпилю – самому слабому месту у современных игроков. Это вторая книга серии «Лаборатория гроссмейстера». Первая, с которой гроссмейстер в 2018-м дебютировал на новом для себя литературном поприще, называлась: «Профессия тренер: актуальные проблемы практической работы» и объединяла его опыт преподавания шахмат. В этой – анализируются поучительные примеры из практики гроссмейстеров, всё, что пригодится для повышения понимания, роста мастерства шахматистов любого уровня. Одна из главных идей книги: гроссмейстеры, даже лучшие шахматисты мира – тоже люди, им свойственно ошибаться. А чтобы избежать таких ошибок, надо понять их причину. Книга поделена на главы, в которых представлены различные типы окончаний. Каждую из глав предваряет вступление, специально написанное известными игроками и тренерами – автор пошел на такой необычный ход, чтобы расширить представление о материале, дать не только собственное, но постороннее мнение о разбираемой проблеме. Тем более, что в качестве экспертов выступили известные гроссмейстеры: Александр Евдокимов, Дмитрий Кряквин, Павел Трегубов, Евгений Пигусов, Александр Мотылев и многие другие. Галкин почти намеренно ищет для шахматных книг максимально трудные для реализации идеи, требующие серьезного творческого напряжения. В этом видится продолжение линии выдающегося тренера Марка Дворецкого, считавшего: «тяжело в учении – легко в бою». К таким непросто подступиться, зато они принесут максимальную пользу читателю. Свою миссию гроссмейстер формулирует так: «Я работаю над своими книгами для пользы обществу, помощи юным спортсменам и их тренерам. Делюсь своими знаниями и опытом. Игрока и тренера. Мне интересно двигать спортивную науку вперед. Надеюсь продолжать в том же ключе. Поэтому за моей 10-й книгой обязательно будет издана и 11-я»! |
Евгений Атаров