Δ
Незамеченный шедевр / Анатолий Карпов. «Мои лучшие партии»
После того, как в 1975 году он вернул шахматную корону в СССР, персона чемпиона мира Карпова стала по-настоящему культовой в стране Советов… Лик Анатолия был буквально вездесущ: на телевидении и в газетах, на агитплакатах и в кино. И, конечно, в книгах!
Ведь у нас была самая читающая страна, а шахматные издания выходили стотысячными тиражами, не прошло и пары лет, как обложки с именем и портретом Карпова заполнили все полки магазинов. Это был настоящий сель. Книга о Карпове вышла в серии «ВШМ», а буквально через год, практически один в один, 2-м изданием. Затем – еще одна, в той же серии, теперь под названием «Сто победных партий». Совместно с Гиком – «Шахматный калейдоскоп», «Неисчерпаемые шахматы»; с Батуринским – «На шахматном Олимпе»; с Рошалем – «В далеком Багио», «Девятая вертикаль» и «А завтра снова в бой»… Сборник «50 миниатюр», где Карпов собрал многочисленные дебютные разгромы соперников.
А параллельно с этим, одна за одной, выходили книги других авторов о нем… От солидной «Три матча Анатолия Карпова» Ботвинника или великолепного фотоальбома Донского, до собранных на коленке всевозможных сборников и откровенной «желтой» галиматьи, где в патриотическом угаре рассказывалось о бесконечных победах чемпиона мира – в первую очередь в матчах на первенство мира над отщепенцем, изгоем и «злодеем» Корчным.
Авторы, да и Карпов, фамилия которого ходила по обложкам, не особо-то утруждали себя серьезной творческой работой, и каждая следующая книга процентов на 85 состояла… из уже опубликованного материала. А поэтому любители шахмат, привыкшие к тому, что под разными названиями им продают «лососину второй свежести», открывали любую книгу с оглавления, чтобы понять, если ли в ней хоть что-нибудь новое. Шутили даже, что Карпов к «своим» книгам и примечаниям к партиям не имеет никакого отношения, и за него работу выполняли «литературные негры»: Зайцев, Подгаец, Мацукевич, Гик и многие другие.
Да и о чем говорить, если даже его автобиографическую книгу «Сестра моя Каисса» в 1990 году делал не сам Карпов, а Игорь Акимов, скромно указанный в ней как «литзаписчик».
Так что появление в 2004-м году в издательстве АСТ книги Карпова «Мои лучшие партии: 100 побед за тридцать лет» никого не взволновало. Очередной копи-пэйст, решили все. И, как это ни странно, оказались не правы! Может, с возрастом Анатолий Евгеньевич изменился, решил изменить сложившимся годами привычкам – самостоятельно и всерьез поработал над книгой, – которая, по идее, должна была венчать его блистательный путь в шахматах? Как бы то ни было, но книга эта получилась просто великолепной!
«Можно сказать, что эту книгу я писал почти всю свою жизнь, а завершил ее в 2000 году, подвел итоги века, – приветствует читателя 12-й чемпион мира. – В нее вошло 100 партий, выигранных мною на протяжение тридцати лет: 1969 – 1999. <…> За свою долгую карьеру в шахматах я участвовал примерно в 300 турнирах и матчах, и в половине из них – в 150 – занял первое место или разделил его. При этом я в общей сложности выиграл более 1000 партий, и нелегко выделить из них 100 самых лучших. И все-таки мне это удалось…»
Удалась и сама книга! Чувствовалось, что сделана она, что называется, с душой… Партии равномерно распределены по карьере Карпова. Тут большинство шедевров от молодого и чемпионского Карпова, в полной мере представлены годы сражений с Каспаровым – и не какими-то обрывками из журнальных публикаций или с «Информатора», но качественно, сильно, мало чем уступая ранним примечаниям, – а затем заключительные десять лет его карьеры, про которые тоже было что вспомнить. В самом деле, это Карпов «от и до»!
От традиционной для всех сборников А.Е. первой партии с Гиком из первенства МГУ 1969 года, сыгранной еще 18-летним юношей, до позиционного шедевра 48-летнего чемпиона мира ФИДЕ (он тогда гордо носил этот титул) со Свидлером, из Дос-Эрманеса 1999.
Партии 12-го чемпиона мира несут терапевтическую пользу. Как говорил один известный тренер: «От одного только просмотра партий Карпова начинаешь сильнее играть…» Ему свойственен идеальный шахматный слух, – он точно реинкарнация Капабланки, но только на новом витке развития игры. Он вобрал в себя все лучшее, что было до него в шахматах, и добавил к этому частички своего уникального на редкость рационального таланта.
Разбирая жемчужины Карпова, не перестаешь восхищаться его умению направить игру в нужное ему русло, заставить соперника делать то, что он хочет, исподволь, но неизбежно подталкивая его к решающей ошибке, после которой ему не будет никакого спасенья.
Это дар свыше, такому невозможно научиться. Ведь Карпов – «натуршпиллер», игрок по своей натуре. И в лучшие годы он моментально чувствовал позицию, ему не требовалось, как остальным, разлагать ее на составные элементы. Более того, как показывают многие примеры из книги, Анатолий точно предвидел будущее, знал, чего захочет противник.
И это не всё. Так, Крамник, разбирая лучшие партии, непритворно восхищался Карповым: «Анатолий Евгеньевич обладал искусством делать на доске многофункциональные ходы – его фигуры никогда не выполняли какою-то одну функцию: защиту или атаку, а делали всё сразу! Фактически он нарушал шахматный кодекс: его соперник мог сделать только один ход, он же как будто делал сразу несколько, и за счет этого сразу выигрывал время».
Этот эффект особенно заметен, когда постепенно, страница за страницей, двигаешься по шахматной биографии Карпова. В его партиях есть практически все: и блестящие атаки с каскадами жертв, и тонкое позиционное маневрирование, в результате которого позиция соперника вдруг рушится будто карточный домик, и дебютные «бомбы», и хирургическая точность в почти равных окончаниях. Хорошо чувствуя творчество 12-го чемпиона мира, в какой-то момент у читателя может возникнуть обманчивое впечатление, что шахматы – это очень простая игра… Простая, но только в руках Карпова. А ты попробуй-ка повтори!
Увы, эта «книга жизни» Карпова оказалась практически незамеченной, став еще одной в груде литературного шахматного наследия… Тем более, что после вышел с десяток новых изданий от «300 лучших партий Карпова» до «Побеждай как Анатолий Карпов». Каждый новый юбилей экс-чемпиона приводил к автоматическому новому переизданию и т.д.
Книге 2004 года было легко затеряться в бесконечном потоке еще и потому, что, в отличие от «канонических» карповских изданий, оформление ее было не на высоте. И невзрачная обложка, и неудачный формат, и неряшливая верстка плюс еще куча опечаток. Издать же «Мои лучшие партии» по-настоящему красиво, в «подарочной упаковке» как, например, было со сборником Смыслова на его 80-летний юбилей, – никому в голову не пришло.
В общем… мал золотник, да дорог! А лучшие партии Анатолия Карпова – бессмертны.
Евгений Атаров