Δ
Вечер памяти В.А. Алаторцева
15 мая, 2019Вечер памяти В.А. Алаторцева вели писатели Сергей Воронков и Владимир Линдер, а также дочь Алаторцева – Ирина Владимировна. Выступающие Юрий Авербах, Борис Постовский, Юрий Фоминых, Станислав Железный, Сергей Макарычев вспоминали юбиляра с большой теплотой и благодарностью. В середине вечера в зале появился Борис Спасский, и присутствующие встали, встретив 10-го чемпиона мира громкими аплодисментами. Выступление Спасского, хорошо знавшего Алаторцева, было необыкновенно ярким, наполненным тонким юмором и доброжелательностью.
Был показан фильм о юбиляре, проведена викторина «Хорошо ли мы знаем В. А. Алаторцева?» Тем, кто правильно отвечал на вопросы, получал книгу Владимира и Исаака Линдеров «Две жизни гроссмейстера Алаторцева». А в конце вечера все присутствующие получили в подарок репринтное издание книги Алаторцева «Шахматы в госпитале». Владимир Линдер зачитал свою поэму, в которой охвачены почти все этапы жизни и творчества юбиляра.
В фойе 3-го этажа гости мероприятия смогли ознакомиться с фотовыставкой, посвященной Владимиру Алексеевичу Алаторцеву.
Об Алаторцеве:
В 30-е и 40-е годы прошлого века он был одним из сильнейших гроссмейстеров Советского Союза, а также секундантом и другом Василия Смыслова. «Его советы, опыт и глубина понимания позиции очень помогли мне в совершенствовании стиля», – говорил о нем 7-й чемпион мира.
Шахматисты называли Алаторцева между собой «стратег». «Познакомившись ещё юношей с его партиями, – рассказал гроссмейстер Ю. Авербах, – я увидел, что величие шахмат прежде всего в стратегии, в позиционной игре».
В тяжелые военные годы Алаторцев проявил себя как выдающийся шахматный организатор. В 1943 году написал брошюру «Шахматы в госпитале», книгу столь необходимую для раненых бойцов, которым игра поддерживала дух и отвлекала от тягостных мыслей.
Шесть лет возглавлял он Шахматную федерацию СССР (1955-61), был одним из организаторов Всемирной шахматной Олимпиады в Москве в 1956 году. Пропагандировал шахматы в печати, более 20 лет вёл специализированный отдел в газете «Вечерняя Москва», автор семи книг. Очень многое сделал для создания Центрального дома шахматиста на Гоголевском бульваре.
В 70-е годы Алаторцев серьезно занялся наукой: защитил диссертацию и был удостоен ученой степени кандидата педагогических наук. В течение 10 лет возглавлял лабораторию психологии спорта во Всесоюзном Научно-исследовательском институте физической культуры (1965–75), одной из «тайных ветвей» деятельности которой был фундаментальный анализ игры американского чемпиона мира Роберта Фишера. Позднее стал заведующим лабораторией шахмат Института физической культуры: из дверей ГЦОЛИФКа – РГУФКа выйдут сотни игроков, тренеров и шахматных деятелей.
Вплоть до 1982 лаборатория под руководством Алаторцева, работая с ведущими гроссмейстерами и мастерами, разрабатывала медико-биологические и психолого-педагогические проблемы спорта высших достижений. Сотрудники лаборатории давали рекомендации ведущим советским шахматистам.
С ранних лет Алаторцев проявлял склонность к рисованию. Великолепно разбирался в искусстве, обладал энциклопедическими знаниями во многих областях культуры, был заядлым рыболовом. Его квартира стала постоянным местом встреч известных представителей отечественной интеллигенции. Среди его друзей были супруги Г. Вишневская и М. Ростропович, семья скульпторов Рукавишниковых, академики П. Анохин и И. Кассирский, литератор А. Богомолов.