Правила шахмат ФИДЕ

 

 Правила рассмотрены и утверждены на коллегии арбитров РШФ

 

 

Правила шахмат ФИДЕ относятся к игре за шахматной доской.
Подлинной версией Правил шахмат является английский текст,
который был одобрен 75-м Конгрессом ФИДЕ в Кальвио (Испания)
в октябре 2004 года наступил в силу 1 июля 2005 года.
(В этих Правилах слова "он", "его" и "ему" соответствуют
словам "она", "ее" и "ей").

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

 

Правила шахмат не могут учесть все возможные ситуации, которые возникают в процессе игры, и не предусматривают решение организационных вопросов. В тех случаях, когда статьи Правил не могут урегулировать ситуацию, решения должны приниматься на основе аналогичных ситуаций, рассматриваемых в Правилах. Правила предполагают, что арбитры обладают необходимой компетенцией, здравым смыслом и абсолютно объективны. Кроме того, подробные Правила лишили бы арбитра свободы при принятии решения, диктуемого справедливостью, логикой и конкретными условиями. ФИДЕ призывает все шахматные федерации принять эту точку зрения. Любая Федерация имеет право ввести более подробные Правила, но они:

а) не должны противоречить официальным Правилам шахмат ФИДЕ;

b) их применение ограничивается территорией данной федерации;

с) недействительны для любого матча, чемпионата или квалификационного соревнования ФИДЕ или турнира, где определяются звания или рейтинг ФИДЕ.

 

Все замечания и предложения можно присылать в Коллегию арбитров РШФ по адресу: 121019, Москва, Гоголевский бульвар, 14.

 

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ИГРЫ

 

Статья 1: Характер и цели игры в шахматы

1.1. В шахматы играют два партнера, которые по очереди перемешают свои фигуры на квадратной доске, называемой "шахматной". Игрок, имеющий белые фигуры, начинает партию. Шахматист получает право хода, только после того как его партнер завершил ход.

1.2. Цель каждого игрока состоит в нападении на короля противника таким образом, чтобы король противника не имел никакого спасения. Считается, что игрок, который достигает этой цели, «заматовал» короля соперника и выиграл партию. Партнер, король которого заматован, проиграл партию. Оставлять своего короля под нападением и подвергать его нападению не раз­решается.

Взятие короля противника запрещено.

1.3. Если позиция такова, что никто из партнеров не может поставить мат, партия заканчивается вничью.

 

Статья 2: Начальная позиция фигур на шахматной доске

2.1. Шахматная доска состоит из 64-х равных квадратов (8x8), поочередно светлых ("белые" поля) и темных ("черные" поля). Она располагается между игроками так, чтобы ближайшее угловое поле справа от игрока было белым.

2.2. В начале партии один игрок имеет 16 светлых фигур ("белые"); другой -16 темных фигур ("черные").

Эти фигуры, обычно обозначаемые соответствующими символами, следующие:

Белый король  

Белый ферзь     

Две белые ладьи  

Два белых слона   

Два белых коня     

Восемь белых пешек   

Черный король

Черный ферзь  

Две черные ладьи  

Два черных слона 

Два черных коня 

Восемь черных пешек 
 

2.3. Начальная позиция фигур на шахматной доске такова:
 

 

  

2.4. Восемь вертикальных рядов квадратов называются "вертикалями". Восемь горизонтальных рядов квадратов называются "горизонталями". Прямые линии квадратов одного и того же цвета, касающихся углами, называются "диагоналями".

 Статья 3: Ходы фигур

 3.1. Не разрешается делать ход фигурой на поле, занятое фигурой того же цвета. Если фигура ходит на поле, занимаемое фигурой партнера, последняя берется и снимается с шахматной доски как часть того же самого хода. О фи­гуре говорят, что она атакует фигуру партнера, если эта фигура может произ­вести взятие на этом поле, согласно Статьям 3.2 - 3.8. Фигура нападает на поле, даже если она не может пойти на это поле, потому что, это оставило бы или поместило бы короля того же цвета под нападение.

3.2. Слон может ходить на любое поле по диагонали, на которой он стоит.

 

3.3. Ладья может ходить на любое поле по вертикали или горизонтали, на которых она стоит.

 

3.4. Ферзь может ходить на любое поле по вертикали, горизонтали или диаго­нали, на которых он стоит.

 

 3.5. Когда делаются эти ходы, ферзь, ладья или слон не могут перемещаться через поле, занятое другой фигурой.

3.6. Конь может ходить на одно из ближайших полей от того, на котором он стоит, но не на той же самой вертикали, горизонтали или диагонали.

 

3.7. Пешка может ходить только вперед:

а) на свободное поле, расположенное непосредственно перед ней на той же самой вертикали;

b) с исходной позиции, как в случае (а) - на одно поле, так и на два поля по той же самой вертикали, если оба эти поля не заняты;

с) на поле, занимаемое фигурой партнера, расположенное перед ней по диа­гонали на соседней вертикали, одновременно забирая эту фигуру.

d) Пешка, атакующая поле, которое пересекла пешка партнера, продвинутая с исходной позиции сразу на два поля, может взять эту продвинутую пешку, как если бы последний ее ход был только на одно поле. Это взятие может быть сделано только очередным ходом и называется взятием "на проходе",

 

 е) Пешка, которая достигает самой последней горизонтали от своей исходной позиции, должна быть заменена на ферзя или ладью, или слона, или коня того же цвета, это является частью хода. Эта замена пешки называется "превраще­нием", действие новой фигуры начинается сразу.

Выбор игрока не ограничивается фигурами, которые были уже взяты раньше.

3.8. Существует два различных способа делать ход королем:

а) ходить на любое соседнее поле, которое не атаковано одной или более фигурами партнера. Считается, что фигуры партнера атакуют поле, даже, если они не могут ходить.

 

б) делать "рокировку".

Это перемещение короли и одной из ладей того же цвета по исходной горизонтали, выполняется следующим образом: король перемещается с егоисходного поля на два поля по направлению к ладье, затем ладья переставляется через короля на следующее за ним поле.

  

  

 

Слева внизу - положение перед рокировкой белых не королевский фланг и рокировкой черных на ферзевый фланг.

Справа внизу - положение после рокировки белых на королевский фланг и рокировки черных на ферзевый фланг.

Слева вверху - положение перед рокировкой белых на ферзевый фланг и рокировкой черных на королевский фланг.

Справа вверху - положение после рокировки белых на ферзевый фланг и рокировки черных на королевский фланг

 

(1) Рокировка невозможна:

а) если король уже двигался с исходного места,

b) с той ладьей, которая уже двигалась с исходного места.

(2) Рокировка временно невозможна, если атаковано одной из фигур партнера поле:

а) на котором стоит король или которое он должен пересечь или которое он должен занять;

b) если между королем и ладьей, с которой может быть произведена рокиров­ка, находится какая-то фигура.

3.9 Король находится "под шахом", если он атакован одной или несколькими фигурами партнера, даже если такие фигуры не могут двигаться. Ни одна из фигур не может сделать ход, который ставит или оставляет своего короля под шахом.

 Статья 4: Выполнение ходов

4.1. Каждый ход должен делаться только одной рукой.

4.2. При своем ходе игрок может поправить одну или несколько фигур на их полях, при условии, что он сначала предупредит о своем намерении (напри­мер, сказав "поправляю").

4.3. Если игрок, который должен делать ход, намеренно касается на шахмат­ной доске (кроме случаев, приведенных в Статье 4.2):

а) одной или несколько своих фигур, он должен сделать ход первой фигурой, до которой дотронулся, если такой ход возможен,

b) одной или несколько фигур партнера, он должен взять первую фигуру, до которой дотронулся, взятие которой возможно.

с) одной фигуры каждого цвета, он должен взять фигуру партнера своей фи­гурой или, если это невозможно, пойти или взять первую тронутую фигуру партнера другой своей фигурой. Если нельзя установить, какая фигура была тронута первой, считается, что это фигура игрока, за которым очередь хода, а не его партнера.

4.4. а) Если игрок намеренно касается своего короля и ладьи, он должен ро­кировать в сторону этой ладьи, если такой ход возможен.

b) Если игрок намеренно касается ладьи, а затем короля, рокировка не разре­шается, и к ситуации должна быть применена Статья 4.3(а).

с) Если игрок, который хочет сделать рокировку, касается короля, но роки­ровка в эту сторону невозможна, игрок должен сделать ход королем, включая рокировку в другую сторону, при условии, что она возможна. Если король не имеет хода, игрок может сделать любой возможный ход.

d) Если игрок превращает пешку, выбор фигуры завершен, когда эта фигура коснулась поля превращения.

4.5. Если ни одна из тронутых фигур не может пойти или быть взятой, игрок может сделать любой возможный ход.

4.6. Если фигура поставлена на поле, как возможный ход или часть возмож­ного хода, она не может пойти на другое поле. Ход считается сделанным, ко­гда все требования Статьи 3 полностью выполнены:

а) в случае взятия, когда взятая фигура снята с доски и игрок, поставив свою фигуру на это поле, отпустил руку,

b) в случае рокировки, когда игрок отпустил руку от ладьи на поле, пересе­ченном королем. Если игрок отпустил руку от короля, ход еще не сделан, но игрок не имеет права сделать другой ход, кроме рокировки в эту сторону, если это возможно,

с) в случае превращения пешки, когда она снята с доски и игрок отпустил руку от новой фигуры, поставленной им на поле превращения. Если игрок отпустил руку от пешки, которая достигла поля превращения, то ход еще не сделан, при этом игрок не имеет права пойти пешкой на другое поле.

4.7. Игрок теряет право заявлять о нарушении партнером Статей 4.3 или 4.4, как только он намеренно коснется фигуры.

Статья 5: Завершение партии

5.1. Партия считается выигранной игроком

а) который поставил мат королю партнера. Это немедленно заканчивает игру, если матовая позиция была достигнута разрешенным Правилами ходом,

b) партнер которого заявляет, что сдается. Это немедленно заканчивает игру.

5.2. Партия считается закончившейся вничью,

а) если игрок, который должен ходить, не имеет никакого, разрешенного Правилами, хода, а его король не находится под шахом. О такой партии го­ворят, что она закончилась "патом". Это немедленно заканчивает игру, если пат возник в результате хода, разрешенного Правилами.

b) если возникла позиция, когда ни один из партнеров не может заматовать короля любой серией возможных ходов. Это немедленно заканчивает игру, если эта позиция была достигнута ходом, разрешенным Правилами.

с) по соглашению между двумя партнерами в ходе игры. Это немедленно за­канчивает партию (см. Статью 9.!). Партия может закончиться вничью:

d) если любая одинаковая позиция возникнет или возникла на шахматной доске, по крайней мере, в третий раз (см. Статью 9.2)

е) если последние 50 последовательных ходов были сделаны игроками без движения любой пешки и без взятия любой фигуры (см. Статью 9.3).

 

ПРАВИЛА СОРЕВНОВАНИЙ

Статья 6: Шахматные часы

6.1. "Шахматные часы" - это часы с двумя циферблатами, соединенными ме­жду собой так, что только один из них может работать в одно и тоже время. В Правилах шахмат термин "часы" означает показание времени на одном из двух циферблатов. "Падение флажка" означает, что время, отведенное игро­ку, закончилось.

6.2. а) При использовании шахматных часов каждый игрок должен сделать минимально установленное число ходов или все ходы в заданный период времени; в случае использования электронных часов игрокам может добав­ляться определенное дополнительное время на каждый ход. Все это должно быть указано заранее.

b) Время, сэкономленное игроком в одном периоде игры, добавляется к его времени на следующий период, кроме режима «задержки времени». В режиме «задержки времени» оба партнера получают «основное время на обдумыва­ние», а так же при каждом ходе - фиксированное дополнительное время.

Отсчет основного времени начинается только после того, как истекает фиксиро­ванное время. Если игрок переключает свои часы до истечения этого фикси­рованного добавочного времени, то основное время не изменяется, независи­мо от величины использованного добавочного времени.

6.3. Каждый циферблат снабжен "флажком". Сразу же после падения флажка необходимо проверить требования Статьи 6.2(а).

6.4. Перед началом партии арбитр решает, где будут установлены шахматные часы.

6.5. В установленное время начала партии, пускаются часы игрока, который имеет белые фигуры.

6.6. Если ни один из игроков не является к началу игры, то игрок, играющий белыми, теряет время, которое пройдет до его прибытия, если правила сорев­нования или решения арбитра не будут другими.

6.7. Любой игрок, приходящий на партию спустя более одного часа после назначенного времени начала тура, проигрывает партию, кроме случая, когда правила соревнования или решения арбитра будут другими.

6.8. а) В ходе партии каждый игрок, сделав ход на доске, должен остановить свои часы и включить часы партнера. Игрок всегда должен иметь возмож­ность остановить свои часы. Его ход считается незавершенным, пока он не сделал этого, если только сделанный ход не заканчивает игру (см. Статьи 5.1, 5.2). Время между совершением хода на доске и переключением часов включается в отводимое на этот ход время.

b) Игрок должен переключать свои часы той же рукой, которой он сделал ход. Игроку запрещено задерживать палец на кнопке часов или над ней.

с) Игроки должны переключать часы аккуратно. Запрещается бить по часам, поднимать или опрокидывать их. Неправильное обращение с часами должно наказываться в соответствии со Статьей 13.4.

d) Если игрок не может переключать часы, он может предложить выполнять это помощнику, который должен быть утвержден арбитром. Показания часов должны быть скорректированы арбитром.

6.9. Флажок считается упавшим, когда арбитр фиксирует этот факт, или когда игрок делает правильное заявление об этом.

6.10. Если игрок не сделал предусмотренное количество ходов за отведенное время, партия считается проигранной этим игроком, кроме случаев, где при­меняются Статья 5.1, или один из пунктов Статьи 5.2 (а), (b) и (с). Однако партия признается ничьей, если позиция такова, что партнер не может поста­вить мат королю любой серией ходов, разрешенных Правилами, даже при самой неквалифицированной игре.

6.11. Показание часов считается окончательным, если только у часов нет оче­видных дефектов. Часы с очевидным дефектом должны быть заменены, а ар­битр должен постараться, как можно точнее установить время на замененных часах.

6.12. Если оба флажка упали и невозможно установить, какой упал первым, то:

а) партия должна продолжиться, если это произойдет в любой период игры, кро­ме последнего периода (когда должны быть сделаны все оставшиеся ходы); b) партия заканчивается вничью, если это случается в последний период игры.

6.13. а) Если партию необходимо прервать, арбитр должен остановить часы.

b) Игрок может остановить часы только для того, чтобы обратиться к арбит­ру, например, для получения отсутствующей фигуры при превращении пеш­ки или по поводу невозможного хода.

c) В каждом случае, арбитр принимает решение, когда партия должна быть возобновлена.

d) Если игрок останавливает часы, чтобы обратиться к арбитру, арбитр дол­жен определить, есть ли у игрока причина для этого обращения. Если очевид­но, что у игрока нет веской причины для остановки часов, то игрок должен быть наказан в соответствии со Статьей 13.4.

6.14. Если произойдет какое-либо нарушение и (или же) фигуры должны быть восстановлены в предшествующей нарушению позиции, арбитр должен как можно более точно определить время, которое должно быть установлено на часах. Он также должен, в случае необходимости, отрегулировать счетчик ходов на часах.

6.15. В игровом зале разрешается использовать экраны, мониторы или демон­страционные шахматные доски, показывающие текущие позиции, ходы и их число, а также часы, показывающие количество сделанных ходов. Игрок не может делать заявление на основании этой информации.

 

Статья 7: Нарушения и неправильности

7.1. Если во время игры обнаруживается:

а) что начальная позиция фигур была неправильной, партия должна быть от­менена и играется новая партия;

b) что только доска была установлена не так, как требует Статья 2.1, партия продолжается, но достигнутая позиция должна быть перенесена на правильно расположенную доску.

7.2. Если партия началась другим цветом, игра продолжается, если только арбитр не решит иначе.

7.3. Если игрок сдвинет одну или более фигур на доске, он должен восстано­вить правильную позицию за свое время. При необходимости игрок или его партнер должны остановить часы и обратиться за помощью к арбитру. Ар­битр может наказать игрока, сдвинувшего фигуры.

7.4. а) Если в ходе игры обнаруживается, что был сделан, невозможный по Правилам, ход, включая нарушения требований о превращении пешки или взятие короля партнера, то должна быть восстановлена позиция перед совер­шением этого невозможного хода. Если позиция перед нарушением не может быть восстановлена, партия должна продолжаться с последней, установлен­ной до этого нарушения, позиции. Показания часов должны быть установле­ны согласно Статье 6.14. К ходу, который совершается вместо невозможного, применяется Статья 4.3. После этого партия должна быть продолжена с восстановленной позиции.

 Комментарий к Статье 7.4(а).

Невозможный ход при классическом контроле фиксируется участником, а если он не заявил о невозможном ходе и сделал ответный ход, арбитром.

Если заявление делает участник, то он останавливает часы и обращается к арбит­ру. В этом случае арбитр предупреждает игрока, совершившего невозможный ход, и добавляет заявителю 2 минуты. Если участники решают проблему, не обращаясь к арбитру, дополнительное время не добавляется.

Если игрок не увидел, что партнер совершил невозможный ход, и сделал ответный ход, арбитр останавливает часы, просит исправить невозможный ход, но не добав­ляет дополнительное время.

b) В случае применения Статьи 7.4(а) — за первых два невозможных хода, сделанных игроком, арбитр должен добавить его противнику, заявившему об этом, в каждом случае две дополнительные минуты; если игрок делает третий невозможный ход, партия должна быть объявлена проигранной этим игроком. 7.5. Если в ходе игры обнаружится, что фигуры были сдвинуты с их полей, должна быть восстановлена позиция перед нарушением. Если позиция, кото­рая была перед нарушением, не может быть восстановлена, партия продолжа­ется с последней восстановленной позиции. Показания часов должны быть установлены в соответствии со Статьей 6.14.

Статья 8: Запись ходов

8.1. Во время игры от каждого игрока требуется вести запись своих ходов и ходов партнера, по возможности ясно и разборчиво, алгебраической нотацией (Приложение Е),   на бланке,   предназначенном для этого   соревнования. Запрещается записывать ходы заранее, если игрок не требует ничью согласно Статье 9.2 или Статье 9.3. Игрок может ответить на ход партнера перед тем, как его записать, но он должен записать свой предыдущий ход перед тем, как сделать следующий. Оба игрока должны отмечать предложение ничьей на бланке. (Приложение Е.12)

Если игрок не в состоянии сам вести запись, то он может предоставить помощника, который должен быть утвержден арбитром, или он может просить обеспечить его помощником для записи ходов. Его часы должны быть скор­ректированы судьей. 

Комментарий к Статье 8.1.

Арбитр по заявлению партнера должен сделать игроку замечание о недопустимости ведения записи ходов до их воспроизведения на доске, затем - предупреждение. В слу­чае третьего нарушения арбитр добавляет партнеру две дополнительные минуты.

8.2. Судья должен иметь возможность видеть бланк для записи на протяже­нии всей партии.

8.3. Бланки для записи являются собственностью организаторов соревнования.

8.4. Если у игрока остается на часах менее пяти минут до контроля и ему не добавляется дополнительное время (30 секунд или более) после каждого хода, то он не обязан следовать требованиям Статьи 8.1. Сразу после падения одного флажка игрок, который не вел запись, должен полностью восстановить запись партии на бланке до того, как он сделал следующий ход на шахматной доске. Если при этом его ход, он может воспользоваться бланком партнера, но он должен вернуть его перед своим ходом.

Комментарий к Статье 8.4.

Игрок должен восстановить запись сразу пост падения флажка за счет своего вре­мени, так как в этот момент необходимо убедиться, что контроль пройден.

8.5. а) Если оба игрока не в состоянии вести запись в соответствии со Статьей 8.4, арбитр или его помощник должен стараться присутствовать и вести запись. В этом случае сразу после падения флажка арбитр должен остановить часы. Затем обоим партнерам следует полностью восстановить свои бланки записей, используя запись арбитра или бланк партнера,

b) Если в обоих бланках ходы записаны не полностью, партнеры должны вос­становить запись на другой доске под наблюдением арбитра. Арбитр должен остановить часы, записать фактическую позицию на доске, показания часов и число сделанных ходов, прежде чем начнется восстановление записи.

8.6. Если бланки записи не могут быть восстановлены до возникшей позиции, и нельзя подтвердить, что игрок превысил отведенное ему время, партия про­должается и делается очередной ход. Ход считается первым до следующего контроля, если не выяснилось, что ходов сделано больше.

8.7. По окончании игры оба игрока должны подписать оба бланка, указываю­щие результат партии. Даже если результат указан неверно, он должен быть засчитан, если арбитр не решит иначе.

Статья 9: Ничья

9.1. а) Игрок, который хочет предложить ничью, должен сделать это после вы­полнения своего хода на доске, но перед переключением часов. Предложение в любой другой момент игры остается действительным, но должна учитываться Статья 12.6. С таким предложением не могут быть связаны никакие условия. При этом предложение не может быть взято назад и остается в силе, пока партнер не примет его или отвергнет его устно; отклонит его, касаясь фигуры с намерени­ем сделать ход или взятие; или же партия завершится другим путем.

b) Предложение ничьей должно быть отмечено каждым игроком на своем бланке с помощью символа - =.

с) Требования ничьей в соответствии со Статьями 9.2, 9.3 или 10.2 должны рассматриваться как предложение ничьей.

9.2. Партия признается закончившейся вничью по правильному заявлению игрока, за которым очередь хода, если одна и та же позиция не менее трех раз (не обязательно повторением ходов):

а) может возникнуть, если он сначала запишет свой ход на бланке и заявит арбитру о своем намерении сделать этот ход,

b) уже возникла и игрок, чья очередь хода, требует ничью.

Позиции, упомянутые в пунктах (а) и (b) считаются одинаковыми, если оче­редь хода за тем же самым игроком, а фигуры того же самого типа и цвета занимают те же поля, и возможные ходы всех фигур обоих игроков - те же самые. Позиции не считаются одинаковыми, если пешка, которая могла быть взята на проходе, в новой позиции уже не может быть взята таким образом.

9.3. Партия признается закончившейся вничью по правильному заявлению игрока, за которым очередь хода, если:

а) он записывает ход на бланке и заявляет о своем намерении сделать этот ход, который приводит к тому, что последние 50 ходов сделаны игроками без перемещения пешек и взятия фигур;

b) последние 50 ходов были сделаны каждым игроком без перемещения пе­шек и без взятия любой фигуры.

9.4. Если игрок делает ход без заявления о ничьей, он на этом ходу теряет право требовать ничью, согласно Статьям 9.2 и 9.3.

9.5. Если игрок заявляет о ничьей согласно Статьям 9.2 или 9.3, он сразу же должен остановить часы. Он не может забрать свое заявление назад.

а) если такое заявление окажется правильным, партия сразу заканчивается вничью;

b) если оно окажется неправильным, арбитр должен добавить к оставшемуся у партнера времени три минуты. Кроме того, если заявитель имеет более двух минут на его часах, арбитр должен вычесть половину оставшегося у заявите­ля времени, но не больше трех минут. Если игрок, потребовавший ничью, имеет больше одной минуты, но меньше двух, его остающееся время должно быть – одна минута. Если заявитель имеет меньше одной минуты, арбитр не должен изменять показание часов заявителя. Партия должна продолжаться и должен быть сделан заявленный ход.

9.6. Партия заканчивается вничью, когда достигается позиция, в которой мат не может быть поставлен любой серией ходов, разрешенных Правилами, да­же при самой неквалифицированной игре. Это немедленно заканчивает пар­тию.

Статья 10: Быстрая игра до конца партии

10.1. "Быстрая игра до конца партии" - это последняя фаза партии, когда все ос­тавшиеся до конца партии ходы должны быть сделаны в ограниченное время.

10.2. Если у игрока, который должен делать ход, остается менее двух минут, он может заявить о ничьей, до того как упал его флажок. Он должен остано­вить часы и позвать арбитра.

а) Если арбитр согласен, что партнер не пытается выиграть партию нормаль­ными средствами, или, что невозможно выиграть нормальными средствами, он должен признать партию ничьей. В противном случае он должен отложить свое решение или отклонить заявление.

b) Если арбитр откладывает свое решение, партнеру могут быть добавлены две минуты на обдумывание и партия продолжается в присутствии арбитра, если возможно. Судья должен объявить окончательный результат в партии позже или после того, как флаг упал. Он должен объявить ничью, если он согласен, что заключительная позиция не может быть выиграна нормальными средствами, или, что партнер не делал достаточных попыток победить нор­мальными средствами.

с) Если арбитр отклоняет требование, партнеру должны быть добавлены две дополнительные минуты на обдумывание.

d) Решение судьи в отношении пунктов (а), (b) и (с) должно быть окончательным.

Комментарий к Статье 10.2.

Самое спорное правило. Оно исчезает при применении электронных часов, если ис­пользуются режимы с добавлением времени.

В 10.2.С. добавляются 2 минуты только, если арбитр считает заявление о ничьей заведомо ложным. Чаще всего арбитр просит продолжать игру и смотрит, как иг­рок, отклонивший ничейное предложение, пытается играть на победу. Если таких попыток арбитр не видит, то, не дожидаясь падения флажка, он фиксирует ничью.

Статья 11: Учет результатов

11.1. Если заранее не установлено иначе, то игрок, который выиграл партию, или выиграл из-за неявки партнера, получает одно очко (1), игрок, который проиграл, не получает очков (0), а игрок, сыгравший вничью, получает пол-очка (1/2).

Статья 12: Поведение игроков

12.1. Игроки не должны допускать никаких действий, которые наносят ущерб репутации шахматной игры.

12.2. а) Во время партии игрокам запрещается использовать какие-либо за­метки, источники информации, советы, или анализировать на другой доске,

b) Строго запрещается приносить мобильные телефоны или другие электрон­ные средства связи, не разрешенные арбитром, в турнирное помещение. Если мобильный телефон игрока зазвонит в турнирном помещении во время игры, этому игроку должно быть засчитано поражение. Результат противника дол­жен быть определен арбитром.

Комментарий к Статье 12.2.b.

Должен быть поставлен «0» - за звонок мобильного телефона, а партнеру «1/2», если у него нет достаточного материала, чтобы поставить кооперативный мат.

12.3. Бланки партий предназначены только для записи ходов, показаний ча­сов, предложения ничьей.

12.4. Игроки, которые закончили свои партии, становятся зрителями.

12.5. Игрокам не разрешается покидать турнирное помещение без разрешения судьи. Турнирное помещение определяется как игровая площадка, туалетные комнаты, зона отдыха, места для курения, а также все другие места, указан­ные судьей. Игрок, за которым очередь хода, не может оставлять игровую площадку без разрешения судьи.

12.6. Запрещается отвлекать или раздражать противника каким-либо спосо­бом. Это включает необоснованные претензии или необоснованные предло­жения ничьей.

12.7. Нарушение любой части Статей 12.1-12.6 должно наказываться в соот­ветствии со Статьей 13-4.

12.8. Участник, упорно отказывающийся соблюдать Правила Шахмат, должен быть наказан присуждением поражения. Результат, который будет засчитан партнеру, определяется арбитром.

Комментарий к Статье 12.8.

Может быть поставлен «0» - за несоблюдение Правил Шахмат, а партнеру «1/2», если у него нет достаточного материала, чтобы поставить кооперативный мат.

12.9. Если оба игрока признаны виновными согласно Статье 12.8, партия должна быть объявлена проигранной обоими.

Статья 13: Роль арбитра (см. Предисловие)

13.1. Арбитр должен обеспечить, чтобы Правила Шахмат строго соблюдались.

13.2. Арбитр должен способствовать наилучшему проведению соревнования: обеспечивать хорошие игровые условия, следить, чтобы игрокам не мешали. Он должен внимательно контролировать ход соревнования.

13.3. Арбитр должен наблюдать за партиями, особенно когда игроки испытыва­ют недостаток времени, обеспечивать соблюдение решений, которые он прини­мает, и, при необходимости, налагать на игроков предусмотренные наказания.

13.4. Арбитр может применять одно или несколько из следующих наказаний:

а) предупреждение;

b) увеличение оставшегося у партнера времени;

с) уменьшение оставшегося времени игроку, который нарушил Правила;

d) объявление о проигрыше партии;

е) уменьшение количество очков у игрока, который нарушил Правила;

f) увеличение набранных очков партнеру, предусмотренное для этой партии;

g) исключение нарушителя из соревнования.

13.5. Арбитр может добавить время на обдумывание как одному, так и обоим игрокам в случае постороннего вмешательства в игру.

13.6. Арбитр не должен вмешиваться в игру, за исключением случаев, ука­занных в Правилах шахмат. Он не должен указывать количество сделанных ходов, кроме применения Статьи 8.5, когда один игрок просрочит время. Арбитру следует воздерживаться от сообщения игроку о том, что его партнер сделал ход или что этот участник забыл переключить часы.

13.7. а) Зрителям и игрокам не разрешается разговаривать в турнирном по­мещении, каким-нибудь способом мешать другим игрокам. В случае необхо­димости арбитр может удалить нарушителей из турнирного помещения.

b) Запрещается пользоваться мобильным телефоном в турнирном помещении.

Комментарий к Статье 13                                                     

Может быть поставлен «0» - игроку за несоблюдение Правил Шахмат, а партнеру «1/2», если у него нет достаточного материала, чтобы поставить кооперативный мат.

 

Статья 14: ФИДЕ

14.1. Федерации, являющиеся членами ФИДЕ, могут обращаться в ФИДЕ с просьбой дать официальное разъяснение по проблемам, касающимся Правил Шахмат.

ПРИЛОЖЕНИЕ

А. Отложенные партии

А1. а) Если партия не завершается к концу времени, отведенного для игры, арбитр должен предложить игроку, чья очередь хода, записать свой секрет­ный ход. Игрок должен записать его четкой нотацией на своем бланке, поло­жить свой бланк и бланк партнера в конверт, заклеить конверт и только затем остановить свои часы, не пуская часы партнера. До остановки часов игрок сохраняет право изменять записанный ход. Если после того, как судья пред­ложил записать ход, игрок сделает его на доске, он должен записать этот ход на бланке как секретный ход.

b) Игрок, за которым очередь хода после контрольного, желающий отложить партию до окончания игрового времени, должен взять оставшееся время до конца тура на себя.

А.2. На конверте должны быть указаны следующие сведения:

а) фамилий партнеров,

b) позиция, возникшая перед записанным ходом,

с) время, использованное каждым игроком,

d)фамилия игрока, который записал ход,

е) номер записанного хода,

f) предложение ничьей, если оно было сделано перед откладыванием партии,

g) дата, время и место возобновления игры.

А.З. Судья должен проверить точность информации на конверте и отвечает за его сохранность.

А.4. Если игрок предложил ничью после того, как его партнер запечатал свой секретный ход, предложение остается в силе, пока партнер не примет или не отвергнет его согласно Статье 9.1.

А.5. Перед возобновлением игры на доске ставится позиция, записанная на конверте, а на часах - время, использованное каждым игроком (записанное на конверте).

А.6. Если игроки согласились на ничью до возобновления игры, или, если один из игроков уведомил судью, что он сдается, партия считается законченной. А.7. Конверт вскрывается только в присутствии игрока, который должен от­ветить на записанный ход.

А.8. За исключением случаев, упомянутых в Статьях 6.10 и 9.6, игроку засчитывается поражение, если его записанный ход:

а) неоднозначный;

b) такой, что его истинное значение невозможно установить;

с) невозможный.

А.9. Если в назначенное время возобновления игры:

а) присутствует игрок, который должен отвечать на записанный ход, то кон­верт вскрывается, записанный ход делается на доске и пускаются часы;

b) не присутствует игрок, который должен отвечать на записанный ход, его часы пускаются. По прибытии он может остановить часы и позвать арбитра. Затем вскрывается конверт и записанный ход делается на доске. Его часы пускаются вновь;

с) не присутствует игрок, который записал секретный ход, его партнер имеет право вместо ответа обычным путем записать свой ответный ход на бланке, запечатать бланк в новый конверт, остановить часы и пустить часы партнера. В этом случае конверт передается арбитру для хранения и вскрывается по прибытии партнера.

А10. Игроку, который опаздывает больше чем на час к началу отложенной партии, записывается поражение. Тем не менее, если опоздавший игрок запи­сал ход, который будет последним, принимается иное решение. Если:

а) отсутствующий игрок выигрывает благодаря тому, что записанным ходом ставит мат,

b) отсутствующий игрок фиксирует ничью записанным ходом, приводящим к пату, или к позиции, указанной в Статье 9.6, или

с) Присутствующий игрок проигрывает согласно Статье 6.10.

А11. а) Если конверт, содержащий записанный ход, утерян, партия продол­жается с отложенной позиции, время на часах устанавливается как на момент откладывания. Если время, использованное каждым игроком, не может быть восстановлено, часы устанавливаются по решению арбитра. Игрок делает "записанный" ход (согласно его заявлению) на доске.

b) Если восстановить позицию невозможно, партия аннулируется и должна быть сыграна заново.

А12. Если при возобновлении игры кто-либо из партнеров, не сделав ход, заметит, что время установлено на часах неправильно, ошибка должны быть исправлена. Если ошибка не установлена, партия продолжается без исправле­ния времени, если только арбитр не сочтет, что последствия этой ошибки бу­дут слишком серьезными.

А1З. Продолжительность доигрывания контролируется арбитром по его ча­сам. Время начала и конца доигрывания должно быть объявлено заранее.

В. Быстрая игра

В.1. "Быстрая игра" - это такая игра, где все ходы должны быть сделаны от 15 до 60 минут. Это или установленное время, или выделенное на игру время плюс какое-то добавочное время, умноженное на 60.

В.2. Игра должна вестись по Правилам Шахмат ФИДЕ, кроме случаев, где они заменяются следующими Правилами быстрой игры.

В.3. Игрокам не обязательно записывать ходы.

В.4. Как только каждый игрок сделал три хода, не принимаются никакие за­явления относительно неправильного расположения фигур, ориентации доски или установки показаний часов. В случае неправильной установки короля и ферзя рокировка короля невозможна.

8.5. Судья должен принимать решения согласно Статье 4 (Прикосновение к фигуре) только, если заявление сделано одним или обоими партнерами.

8.6. Невозможный ход закончен, как только часы партнера пущены. В этом случае партнер имеет право заявить о невозможном ходе, но только до того, как сделает свой ход. Только после такого заявления судья будет принимать решение. Однако, если оба короля под шахом, или превращенная пешка не заменена, арбитр должен вмешаться, если возможно.

8.7. Флажок считается упавшим, когда правильное заявление об этом делает­ся игроком. Арбитр должен воздерживаться от сообщения о падении флажка.

8.8. Чтобы заявить о выигрыше по времени, игрок должен остановить часы и известить судью. При этом флажок заявителя должен оставаться не упавшим.

8.9. Если оба флажка упали, партия признается закончившейся вничью.

С. Блиц

С.1. "Блиц" - это такая партия, в которой все ходы должны быть сделаны ме­нее чем за 15 минут для каждого игрока. Это или установленное время, или же выделенное время плюс любое дополнительное время, умноженное на 60.

С.2. Блиц подчиняется Правилам "Быстрой игры" (Приложение В) кроме случаев, где они заменяются следующими Правилами блица. Статьи 10.2. и В.6. не применяются.

С.З. Невозможный ход считается сделанным, если были пущены часы парт­нера. Партнер имеет право заявить о выигрыше перед тем, как он сделает от­ветный ход. Как только партнер сделал свой ход, заявления о невозможном ходе не принимаются.

Если игрок не может поставить мат королю партнера любой серией, разре­шенных Правилами, ходов, даже при самой неквалифицированной игре парт­нера, партнер имеет право заявить о ничьей до того, как сделает свой ход.

D. Быстрая игра в отсутствие судьи

D.1. В случае, если партии играются по правилам Статьи 10, игрок может потребовать зафиксировать ничью, когда у него осталось менее двух минут, и до того, как упал его флажок. Он может сделать такое заявление в следующих случаях: а) партнер не может выиграть нормальными средствами, b) партнер не прилагает усилий, чтобы выиграть нормальными средствами. В случае (а) игрок должен записать позицию, а его партнер удостоверить это. В случае (b) игрок должен записать конечную позицию и приложить бланк, в котором должна быть приведена полная запись вплоть до прекращения игры. Партнер удостоверяет как бланк, так и конечную позицию. Заявление должно быть рассмотрено судьей, решение которого считается окончательным.

Е. Алгебраическая нотация

ФИДЕ признает для своих турниров и матчей одну систему записи партии - алгебраическую и рекомендует использование ее также для шахматной лите­ратуры и периодики. Бланки для записи партий, в которых вместо алгебраи­ческой применена другая нотация, не могут использоваться как подтвер­ждающие документы в случаях, когда используются бланки игроков. Судья, видя, что игрок использует другую нотацию вместо алгебраической, должен предупредить его об этом требовании.

Описание алгебраической нотации.

Е.1. Каждая фигура обозначается первой заглавной буквой названия фигуры. Примеры: Кр - король (в русской нотации для короля используются две пер­вые буквы), Ф - ферзь, Л - ладья, С - слон, К - конь.

Е.2. Для обозначения фигуры каждый игрок может использовать первую бук­ву названия, принятую в его стране.

Примеры: F — для слона соответствует французскому, L — голландскому и немецкому языкам. В печатных публикациях рекомендуется использовать изображения фигур.

Е.З. Пешки не указываются их первой буквой, но распознаются в связи с от­сутствием такой буквы.

Примеры: е5, а4, а5.

 
 

Е.4. Восемь вертикалей (слева направо для белых и справа налево для чер­ных) обозначаются маленькими буквами а, b, с, d, е, f, g, h соответственно.

Е.5. Восемь горизонталей (снизу вверх для белых и сверху вниз - для черных) нумеруются 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 соответственно. Следовательно, в начальной позиции белые фигуры и пешки устанавливаются на первой и второй гори­зонталях, черные фигуры и пешки - на восьмой и седьмой горизонталях.

Е.6. Применяя предшествующие правила, каждый из шестидесяти четырех квадратов обозначается комбинацией буквы и цифры.

Е.7. Каждый ход фигуры определяется а) первой буквой названия фигуры, о которой идёт речь и b) полем, на которое фигура пошла. Дефис между а) и b) не ставится. Например: Ве5, Nf3, Rd1. В случае пешек обозначаются только поля, на которые они пошли. Например: е5, d4, а5.

Е.8. Когда фигура совершает взятие, между первой буквой и полем, на кото­рое она ходит, ставится знак "х". Примеры: Схе5, Лхf3, Лхd1.

Когда взятие совершает пешка, то указывается не только поле, на которое она становится, но и вертикаль, которую она покидает. Обозначается также взя­тие - знаком "х".

Примеры: dхе5, gхf3, aхb5.

В случае "взятия на проходе" указывается поле диагонали, которое покидает пешка, совершающая взятие, и поле, на которое она становится, а в конце сокращенно добавляется "е.р.".

Е.9. Если две одноимённые фигуры могут пойти на одно и тоже поле, то ход фигур указывается следующим образом:

(1) Если обе фигуры находятся на одной и той же горизонтали,

а) обозначается первая буква названия фигуры,

b) название покидаемой вертикали, и

с) поле, на которое становится фигура.

(2) Если обе фигуры находятся на одной и той же вертикали,

а) обозначается первая буква названия фигуры,

b) номер покидаемой горизонтали, и

с) поле, на которое становится фигура.

(3) Если фигуры находятся на разных вертикалях и горизонталях, способ (1) предпочтителен. В случае взятия между (b) и (с) ставится знак - "х".

Примеры: (1) Два коня на полях g1 и е1, и один из них ходит на поле f3: обо­значается Кgf3 или КеfЗ в каждом конкретном случае.

(2) Два коня на полях g5 и g1, и один из них ходит на поле f3: здесь обознача­ется К5f3 или К1f3 в каждом конкретном случае.

(3) Два коня на полях h2 и d4, и один из них ходит на поле fЗ: они обознача­ются Кhf3 или Кdf3 в каждом конкретном случае.

Если на поле f3 происходит взятие, предшествующие примеры изменяются вставкой знака "х":

(1)Kgxf3 или Kdf3,

(2)К5хfЗ или К1хf3,

(З)Khхf3 или КdхfЗ.

Е10.Если две пешки могут взять одну и ту же фигуру или пешку партнера, пешка, которая ходит, обозначается:

а) буквой вертикали, которую она покидает,

b) знаком "х",

с) полем, на которое она становится.

Пример: Если это белые пешки на полях с4 и е4, а черная пешка или фигура на поле d5, нотация такова - сх^5 или ех^5 в каждом соответствующем случае.

Е11. В случае превращения пешки обозначается фактический ход пешки и указывается буква новой фигуры. Примеры: d8Ф, f8К, b1С, g1Л.

Е.12. Предложение ничьей должно быть отмечено как "=".

Принятые сокращения:

0-0 рокировка с ладьей h1 или h8 (рокировка на королевский фланг),

0-0-0 рокировка с ладьей а1 или а8 (рокировка на ферзевый фланг),

х взятие, + шах, ++ или # мат, е.р. - взятие "на проходе".

Пример партии:

1. е4 е5 2. f4 f5 3. ехf5 Фh4+ 4. g3Фе7 5. Фh5+ Крd8 6.fxе5 Фхе5+ 7. Се2 Кf6

8. ФfЗ d5 9. g4 h5 10. hЗ hхg4 11. hxg4 Лхh1 12. Фхh1 Фg3+ 13. Крd1 Кхg4 14.

Фхd5+Сd7 15.Кf3 Кf2+ 16. Кре1 КdЗ+ 17.Крd1 Фе1+18. Кхе1 Кf2++.

F: Правила игры со слепыми и людьми с ослабленным зрением

F1. Организаторы соревнований должны иметь возможность изменять сле­дующие правила в зависимости от местных условий. В соревнованиях, где участвуют зрячие шахматисты и шахматисты с ослабленным зрением (юри­дически слепыми) любой игрок может требовать использования двух досок так, что видящие игроки используют нормальную доску, а игроки с ослаб­ленным зрением — специально устроенную доску. Специально устроенная доска должна отвечать следующим требованиям:

а. Размер - не менее 20x20 сантиметров;

b. Черные квадраты, слегка поднятые;

с. Отверстие в каждом квадрате;

d. Каждая фигура, обеспечена штырем, который вставляется в отверстие;

е. Фигуры Staunton, черные фигуры с особыми отметками.

F.2. Во время партии применимы следующие инструкции:

1. Ходы должны быть четко объявлены, повторены противником и выполне­ны на его доске. Чтобы сделать объявление ясным, насколько возможно, ис­пользуются следующие названия вместо соответствующих букв, алгебраиче­ской нотации

А - «Анна» В - «Белла» С - «Цезарь» D- «Давид» Е — «Ева» F — «Феликс» G - «Густав» Н — «Хектор». Горизонтали от белых до черных должны получить немецкие номера: 1 - еins «айн» 2 - 2.zwei «цвай» 3 - drei «драй» 4 - vier «фир» 5 – fuent «фюнф» 6 - sechs «зекc» 7 - sieben «зибен» 8 - асht «ахт».

Рокировка объявляется «Lang Rochade» («Ланг Рохад» по-немецки, для длинной рокировки) и «Kurze Rochade» («Кюрц рохад» по-немецки, для короткой рокировки).

Фигуры получают названия: Коеnig «кениг», Dame «даме», Тurm «турм», Laeufer «лойфер», Springer «шпрингер», Ваuег «бауэр»

2. На особой доске незрячего игрока фигура должна считаться «тронутой», когда она была вынута из гнезда (отверстия).

3. Ход считается «выполненным» когда:

а. в случае взятия - взятая фигура была удалена с доски;

b. фигура помещена в другое отверстие;

с. ход был объявлен.

Только после этого должны быть включены часы противника. Для видящего игрока имеют силу обычные Правила.

4. В соревнованиях для игроков с ослабленным зрением должны применяться спе­циально устроенные шахматные часы, которые имеют следующие особенности:

а. циферблат, оснащенный укрепленными стрелками. Каждые пять минут должны быть отмечены на циферблате одной выпуклой точкой, и каждые 15 минут двумя выпуклыми точками.

b. Флажок, который можно легко почувствовать рукой. Особенно необходимо учесть, что у игрока с ослабленным зрением должна быть возможность на­щупать рукой минутную стрелку в течение последних 5 минут каждого часа.

5. Игрок с ослабленным зрением должен вести запись ходов в азбуке Брайля, или от руки, или делать запись ходов на диктофон.

6. Ошибка при объявлении хода должна быть исправлена немедленно, прежде чем пущены часы противника.

7. Если во время партии на двух досках партнеров возникли различные пози­ции, диспетчер должен привести их в соответствие с записью партии на блан­ках обоих партнеров. Если записи партии на бланках соответствуют друг дру­гу, игрок, записавший правильный ход, но выполнивший неправильный, должен исправить позицию на своей доске согласно записи партии.

8. Если возникла такая ситуация (пункт 7) и записи партии на двух бланках отличаются, диспетчер должен восстановить правильное течение партии, со­гласовать записи партии на обоих бланках и соответственно откорректиро­вать показания часов.

9. Игрок с ослабленным зрением имеет право использовать помощника, в обязанности которого входит:

а. выполнение хода любого игрока на доске соперника.

b. объявление ходов обоих игроков.

с. вести запись ходов игрока с ослабленным зрением и пускать часы его со­перника (с учетом подпункта 3. - с объявлением).

d. сообщать незрячему игроку (только при его запросе) число сделанных хо­дов и время, затраченное обоими игроками.

е. требовать зафиксировать результат партии в случаях, когда пройден кон­троль времени и сообщать диспетчеру, когда видящий игрок коснулся одной из фигур на своей доске.

f. выполнять необходимые формальности в случае, если партия отложена. Если у игрока с ослабленным зрением нет помощника, видящий игрок может обратиться к тому, кто должен выполнить обязанности, упомянутые в пунктах 9а и b.