Δ
Урок 2. Как ходят фигуры
КАК ХОДЯТ ФИГУРЫ
Слон ходит только по диагоналям, как дамка в шашках. Если слон вначале стоит на черном поле с1, он никогда не попадет на белое поле (проверьте). А его
коллега - белопольный слон - на f1. Каждому слону доступна только половина доски - 32 поля.
Все фигуры движутся и вперед и назад. Ферзь и ладья называются тяжелыми фигурами. Они наиболее сильны в шахматной армии. Слон и конь примерно равны по силе. Это легкие фигуры.
Представляем действующие силы. Поставьте на пустую доску короля. Это важнейшая фигура. Король погиб — партия проиграна. Цель игры — поставить короля противника в безвыходное положение, как принято говорить — объявить ему мат.
Король может пойти на любое соседнее с ним поле. «Радиус действия» короля показывают стрелки на Диаграмме 3.
Диаграмма 3
Запишите для себя путь короля от поля а1 до h8 от поля е1 до е8.Теперь посмотрите на Диаграмму 4, на самую сильную фигуру шахматной армии — ферзя. Ферзю открыты все пути до края Доски. За один ход он переносится через всю доску. Может по вертикалям и горизонталям, может по диагоналям. Однако фигуру не обязательно гнать, как бильярдный шар от борта до борта, можно остановиться на любом попутном квадрате, отмеченном стрелкой. Ходы короля и ферзя имеют сходство. Говорят, что король движется как ферзь с подрезанными крыльями.
Диаграмма 4
Теперь очередь ладьи (Диаграмма 5) и слона (Диаграмма 6). Обе эти фигуры ходят прямолинейно. Ладья по вертикали и горизонтали. Слон по диагоналям.
Диаграмма 5
Ладья по силе уступает лишь ферзю. Подумайте, можно ли ладьей с любого поля попасть на любое другое за два хода?
Диаграмма 6
Слон ходит только по диагоналям, как дамка в шашках. Если слон вначале стоит на черном поле с1, он никогда не попадет на белое поле (проверьте). А его коллега - белопольный слон - на f1. Каждому слону доступна только половина доски - 32 поля.
Все фигуры движутся и вперед и назад. Ферзь и ладья называются тяжелыми фигурами. Они наиболее сильны в шахматной армии. Слон и конь примерно равны по силе. Это легкие фигуры.
Конь — фигура особая. Посмотрите на диаграмму 7, и вы увидите, как он ходит: два поля вперед и одно вбок. Прыжок он обязан выполнить до конца. В этом его отличие от других фигур, Поставьте коня на с1 и попробуйте попасть им за три хода на d1, а путь запишите.
Диаграмма 7
С непривычки скакать на шахматном коне нелегко, пробуйте поставить его в угол а1, поочередно обскакать все остальные углы и вернуться. Для этого нужно минимум двадцать ходов. Быстрее не сможет и чемпион мира.
А теперь проверьте себя: путь короля с поля е1 па поле е8 таков: Кре1-е2, Кре2-еЗ, Кре3 - е4 Кре4-е5 Кре6-е6, Кре6 - е7, Кре7-е8 (семь ходов). Один из путей ферзя с d1 на е8: Фd1- е2, Фe2 - е8. Ладья с а1 за два хода попадает на поле g7: Ла1-а7, Ла7-g7 либо Ла1 - g1 и Лg1 – g7. Конь на соседнее поле за три хода может попасть так: Кс1 - е2, Ке2 - с3, Кс3 - d1.